Чуткие родители, благодарные дети

39

Дорогие читатели, сегодня мы продолжаем наш разговор в рубрике Душевный переплет. Для тех, кто зашел на блог впервые, скажу кратко, что эту рубрику ведет Елена Хуторная, блоггер, веб-дизайнер, очень талантливый и просто чудесный душевный человек. И также хочу поблагодарить всех за теплые слова и ваши размышления по всему материалу, который мы даем в рубрике. Верю, что впереди у нас много именно интересных, актуальных тем.

Сегодня мы поговорим с вами о долге и ответственности детей перед родителями. Быть может, вы почитаете и обсудите многое вместе с вашими детьми. Такие домашние посиделки очень нужны всем нам. И мы можем увидеть наших детей и внуков с другой стороны, да и их мнение услышать тоже всегда важно. Я передаю слово Лене. Будем рады услышать ваши мысли в комментариях после прочтения статьи.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины Зайцевой. Недавно мы затрагивали тему долга родителей перед детьми и в связи с этим невольно коснулись другой темы – долга детей перед родителями. Именно ее мы и рассмотрим сегодня более подробно в рубрике «Душевный переплет», и с вами снова я, Елена Хуторная, блогер и писатель.

Долг и ответственность

Сразу уточню насчет слова «долг» в нашем разговоре. Мы тут обсуждали уже, что лучше говорить об ответственности, а не о долге, и я полностью согласна, что правильнее всего, когда мы берем на себя ответственность за то, что делаем. Речь и в том и другом случае идет о неком долженствовании, но при этом долг подразумевает некое навязывание обязательств извне, а ответственность – это то, что мы берем на себя осознанно.
Однако в том-то и дело, что порой приходится определять для себя границу между тем и другим. Что из того, что считается нашим долгом, мы должны взять на себя как ответственность? Потому и была обозначена в заголовке именно тема о долге, а не об ответственности – действительно ли мы должны делать то, что считается обязательным, или все же это не так однозначно, каким представляется?

Сегодня мы тоже поговорим о том, что считать обязательным в отношении наших детей, то есть о том, что считать долгом. А уж меру собственной ответственности каждый определит для себя сам.

Обязаны ли дети родителям больше, чем родители детям

Интересно, что когда я смотрела, насколько востребованы эти темы среди пользователей сети, оказалось, что первого вопроса для большинства людей словно даже не существует. То есть большинство из нас скорее волнует, что должны дети родителям, чем наоборот, словно только дети чем-то обязаны родителям за свое рождение и воспитание.

Конечно, сколько угодно можно рассуждать о чувстве благодарности, которое должны испытывать дети за то, что для них делают родители. Должны… словно благодарность можно вменить в обязанность. Не знаю, насколько моя мысль будет провокационна, но я, честно говоря, считаю, что дети родителям вообще ничего не должны. Нет, не в том смысле, что они не должны ничего делать для родителей, что им не за что чувствовать по отношению к ним любовь и благодарность. А с той точки зрения, что родители уж точно не могут требовать и ждать этого от своих детей просто потому, что они родители.

Мы рожаем детей, исходя из собственных побуждений и желаний. Воспитываем их так, как считаем нужным. Конечно, мы хотим лучшего для своих детей, но опять же в том смысле, в каком сами это понимаем. Чем-то жертвуем ради них, в чем-то отказываем себе, и снова это наше собственное решение, собственная ответственность. И возможно, дети когда-нибудь увидят и оценят это, но ведь может статься, что этого вообще никогда не случится. Тогда даже если требовать и ждать от них чего-то – разве добьешься?

Что делать, чтобы дети ценили то, что мы делаем для них

Каждый раз, когда приходишь к психологу с вопросами о ребенке, это очень быстро оборачивается разговором и разбором твоих собственных проблем. Потому что дети – это наше отражение. Не больше и не меньше. Есть проблемы с детьми – смотрите на себя. Что в вас самих, то и в детях. И когда осознаешь это, тем более абсурдным становится требовать от детей какого-то определенного отношения к себе, потому что они лишь отражают то, что мы сами даем им. Хотим видеть детей любящими и благодарными, значит, надо работать над собой.

Конечно, это не значит, что в процессе воспитания не нужно доносить до детей то, что от них требуется, что не надо развивать в них определенные качества и умения, что не надо ждать, что дети будут учиться действовать определенным образом. Все это является необходимой частью воспитания, которое так или иначе дается родителями.

Другой вопрос, как это будет делаться – с каким отношением к детям, с какой мотивацией, с какими чувствами. И вот как раз от этого уже и зависит, скажут нам в итоге наши дети спасибо, будут ли благодарны, признательны нам, будут ли любить нас тепло и щедро, захотят ли помогать нам, когда нам самим это потребуется.

Ведь, как уже упоминалось, родители, бывает, действуют совсем не из тех соображений, из каких следовало бы – осознанно или нет. Понятно, что бывает гораздо проще сделать как принято, как считается правильным, чем разбираться в истинных склонностях, побуждениях и способностях ребенка. Мы зачастую и сами не умеем следовать своему пути – что уж говорить о том, чтобы учить этому своих детей.

Что вкладываем в детей, то и получаем в ответ

Но в том-то и дело, что проще – не значит лучше. Если мы хотим, чтобы дети по-настоящему любили и ценили нас, то надо все же учиться, и слушать, и вкладываться, и уделять внимание, давать поддержку, проявлять интерес. Так что дело опять же не в том, что дети должны родителям, а в том, что сами родители должны сделать для того, чтобы построить с детьми теплые, искренние отношения. И, как всегда, тут все зависит только от нас, потому что не бывает плохих, неблагодарных детей – бывают дети, которые сами не получили от нас то, в чем нуждались.
Жизнь хороша тем, что она не только ставит перед нами задачи, но дает нам возможности. Так что будем работать над собой, и все будет хорошо у нас и у наших детей. И никогда перед нами не встанет вопрос долга детей перед родителями – просто не будет повода для этого. А будут только наши отношения с детьми, которые будут приносить радость и удовлетворение, потому что в свое время мы не только требовали что-то от детей, но и сами сделали все, чтобы стать лучше и мудрее.

Леночка, спасибо за твои мысли. Как же все мудро. Очень мне все близко. Правильно ты сказала: «Есть проблемы с детьми – смотрите на себя». Очень часто мы высказываем претензии к детям. И не дай Бог, еще начнем их обвинять. Начинать надо именно с себя. Как только в себе разберешься, поработаешь, отпустишь все, все чудесным образом преображается. В том числе в отношениях с нашими детьми.

Я сама столько раз через это проходила. Особенно было тяжело в переходный период у одной дочки. Казалось, что вот это да…,, неужели так может быть. И все потом пережилось, как я говорю «разрулилось». Но сил, терпения, чуткости и мудрости потребовалось, ой, сколько… И сейчас, конечно, бывают разные этапы. Но мы на то и родители, чтобы понять, принять и работать, прежде всего, над собой.

Конкурс на сайте у А.Борисова «Укрась свой блог к Новому году»

Дорогие блоггеры, наверно, многие из вас видели информацию, что на сайте у А.Борисова сейчас проходит конкурс. Каждый из нас может принять в нем участие. Конкурс проходит с 5 декабря по 13 декабря 2015 г. включительно.

За первое место победитель получает бесплатный доступ в Школу Блоггеров Александра Борисова, приз (3000 рублей на webmoney), а так же веселый новогодний костюмчик ручной работы для ребенка возраста 1-2 месяца.

За 2, 3, 4, и 5 место победители получат денежные призы в размере 500 рублей на вебмани + секретный, очень крутой подарок.

Про школу все наслышаны, костюмчик, связанный Юки тронул. Остальные призы тоже заманчивы. Вот так, украсив свой блог к Новому году, можно себе и подарок сделать….

Условия конкурса читайте здесь: http://isif-life.ru/news/novogodnij-konkurs.html

И для души мы с вами послушаем сегодня Ференц Лист. Грезы любви. Исполняет Хаваши Балаж – венгерский композитор и пианист. Я вас с ним еще не знакомила на страницах блога.

Желаю всем приятных семейных радостей, мудрости по отношению к вашим близким и, конечно, к детям и внукам. Здоровья и всего самого теплого в жизни.

Смотрите также

Ваш отзыв

Ваш E-mail не будет опубликован.

Я даю согласие на обработку личных данных и принимаю политику конфиденциальности

39 комментариев

  1. Татьяна
    06 Май 2016 в 10:36

    Тема очень важная и сложная. Пока человек сам не осознает, что проблемы наших детей, это ошибки самих родителей, допущенные при воспитании и развитии. А на практике зачастую приходят родители, с бесконечными претензиями к своему Чаду. И даже не хотят слышать, что проблема начинается с родителей. Вовремя не уделил времени, не выслушал, накричал, оскорбил. А ведь начинается все с таких казалось бы пустяков!

    Ответить

  2. Ирина Гаврилик
    03 Фев 2016 в 11:27

    Тема действительно сложная и вечная. Сколько людей столько и мнений. Я считаю проблема в человеческом эгоизме и высокомерии. Мы давно живем в материальном мире, где каждому хочется иметь все самое новое и лучшее или как минимум не хуже чем у других. Родители гонятся за достатком, откупаются от детей игрушками, электронными гаджетами, машинами. Но в духовном плане не дают ровным счетом ничего.

    Ответить

    • Виктор
      03 Фев 2016 в 12:19

      Согласен с вами, Ирина. Эгоизм и высокомерие у людей, в их массе, — они и не думают искореняться. Вот духовный план у них от этого и страдает, а это так ужасно!
      Повторю, своё ранее сказанное. Самое важное, это чтобы в своей семье —> Все (и взрослые, и дети, каждый) научились Любить Друг Друга.
      А не только одного «себя-любимого», что повсеместно наблюдается

      Ответить

  3. Елена
    07 Дек 2015 в 20:13

    Читаю отзывы и понимаю, что тема довольно актуальная, только говорить о ней не всем откровенно хочется. Проблема отцов и детей была, есть и предполагаю будет ещё долго. Вспомните историю, начиная с истоков. Очень часто в одной и той же семье, при одних и тех же родителях, при одних и тех же условиях вырастают казалось бы абсолютно разные дети. Конечно, есть причины…

    Ответить

    • Хуторная Елена
      17 Дек 2015 в 10:51

      Тоже думаю, что причины всегда есть, и наверняка только внешне все одинаково. А тема, конечно, вечная и всегда будет стоять перед родителями и детьми.

      Ответить

  4. Татьяна
    07 Дек 2015 в 19:06

    Да, Ирочка, вижу, тема озвучена, как обещала… Но! По большому счету важен только результат — как поведут себя дети в беде… не дай Бог, что с родителями случится… и тут уж как себя покажет воспитание и гены… Кто кого победит или они смогут объединиться…

    Ответить

    • Хуторная Елена
      17 Дек 2015 в 10:45

      Это и правда еще одна тема — как дети в семье будут относиться друг к другу. Тоже очень сложный вопрос…

      Ответить

  5. Анатолий
    07 Дек 2015 в 18:09

    По моему эта тема сейчас близка многим. Очень многим детям нужна психологическая помощь, но не все родители осознают, что в первую очередь это скорей им нужна квалифицированная помощь. Чтобы научить их правильно вести себя с детьми. Дети наше зеркало. Полностью согласен с Еленой с последним заголовком «Что вкладываем в детей, то и получаем в ответ». Сейчас это хорошо видно даже на наших маленьких детях. Они полностью стараются нас копировать.

    Ответить

    • Хуторная Елена
      17 Дек 2015 в 10:44

      Главное, Анатолий, что мы это понимаем. И будем очень стараться, чтобы у нас с нашими детьми все было хорошо.

      Ответить

  6. Ирина Широкова
    07 Дек 2015 в 16:38

    Как говорят умные люди это не родителям сложно с детьми, а детям с родителями. Это же сколько надо сил, чтобы выдерживать постоянные упреки, нотации и воспитательные дифирамбы от людей, которые прежде всего должны давать тебе поддержку и опору в жизни? Родителей не выбирают, но многим детям реально с ними очень сложно. А если дети ещё и умнее своих родителей (такое тоже бывает), то всё только усугубляется. Надо ценить то, что мы имеем, иначе у нас это просто отнимется.

    Ответить

    • Хуторная Елена
      17 Дек 2015 в 10:42

      Интересная мысль, что это детям с родителями сложно ))) Да, конечно, и это тоже. Так что в любом случае надо с пониманием друг к другу относиться, а не только требовать что-то друг от друга.

      Ответить

      • Ирина Широкова
        17 Дек 2015 в 13:11

        Мне тоже она очень нравится и это действительно так. Дети постоянно испытывают на себе недовольство, неудовлетворенность своих родителей. Хотя родились совершенно не для этого. Не для того, чтобы кому-то угождать и делать то, что хочет кто-то другой, а не они сами. Дети ничем не защищены и родители считают их своей собственностью. А на каком основании? Многие говорят, что человек рождается свободным. Но где эта свобода? Если даже в семье с детства для него устанавливают определенные рамки родные родители? Родительство это прежде всего покровительство и защита, а не назидание и ограничение. Если бы это отсутствовало в нашей жизни, то у нас бы все дети были гениями, коими и являются от рождения.

        Ответить

        • Хуторная Елена
          18 Дек 2015 в 10:24

          Думаю, совершенно свободными мы и не можем быть, все-таки живем в обществе, и ограничения нужны, в том числе и детям, для их же ощущения безопасности. Но я согласна, все равно нужно соблюдать некий баланс свобод и несвобод и не навязывать ребенку свою волю только потому, что мы сами считаем это самым лучшим.

          Ответить

  7. Людмила Власова
    07 Дек 2015 в 13:40

    Всё правильно! Но есть ещё один важный момент — старшее поколение. Скорее всего, наши дети будут относиться к нам так, как мы сами сейчас относимся не только к тем, но и к нашим собственным родителям.

    Ответить

    • Людмила Власова
      07 Дек 2015 в 13:41

      не только к ДЕТЯМ

      Ответить

    • Хуторная Елена
      17 Дек 2015 в 9:58

      Согласна, это тоже важный момент, конечно, наши дети учатся и этому тоже. Хотя, возможно, это проявляется скорее в общих проявлениях уважения, любви и заботы, но в оттенках все равно все может отличаться, ведь никто не отменял ценности родства душ — это ведь всегда тепла отношениям добавляет при прочих равных условиях.

      Ответить

  8. Равиль
    07 Дек 2015 в 11:56

    Обычно до 15 лет дети повторяют родителей.

    Ответить

  9. Людмила
    07 Дек 2015 в 11:51

    Тонкая эта материя — ответственность… Согласна полностью: что вложишь — то и получишь. Не зря же еще со школьной скамьи нам твердили: дети — зеркало родителей.

    Ответить

    • Хуторная Елена
      17 Дек 2015 в 9:54

      Да, хорошо, что мы это понимаем.

      Ответить

  10. Алексей
    07 Дек 2015 в 11:39

    Сейчас, когда дети выросли и живут своей самостоятельной жизнью, мысленно, возвращаюсь к тому времени, когда дети были крохами, дошколятами, школьниками и так далее, обнаруживаю столько своих упущений, что напоминать им о их долге просто абсурдно. В итоге многие из нас довольствуются в отношениях с детьми: «ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ, НА ТО И НАПОРОЛИСЬ».

    Ответить

    • Хуторная Елена
      17 Дек 2015 в 9:53

      О да, Алексей, и хорошо, когда мы замечаем такие моменты… Но несмотря на то, что когда-то, может, что-то и было упущено, никогда не поздно хотя бы попытаться исправить это.

      Ответить

    • Аноним
      19 Дек 2015 в 21:01

      А

      Ответить

  11. Петрова Наталья.
    07 Дек 2015 в 11:24

    Все очень правильно написано, не нужно ждать благодарности от детей, если дети воспитаны правильно и к ним относились с особым вниманием и вслушивались во все из проблемы с детства, то они когда вырастут поймут, сколько их родители для них сделали и будут им благодарны.

    Ответить

    • Хуторная Елена
      17 Дек 2015 в 9:52

      Спасибо, Наталья, рада, что Вы разделяете эту точку зрения )))

      Ответить

  12. Ольга Андреева
    07 Дек 2015 в 10:58

    Мудрая статья, рассуждения . Действительно, мы рожаем детей для себя, любим их, растим. Но взамен ничего не требуем. Если дети растут в атмосфере любви и понимания, то и они ответят родителям тем же. Очень жалко видеть сейчас старых людей, которые в свое время оттолкнули от себя детей, а сейчас в одиночку справляются со своими проблемами. Это и страшно, и больно.
    Любить детей, дарить им свою любовь, ласку, тепло, понимать их, помогать в трудную минуту,все это возвратится тебе в старости.

    Ответить

    • Хуторная Елена
      17 Дек 2015 в 9:51

      Да, Ольга, вот и я думаю точно так же — что даем, то и получаем. И если мы не довольны сложившейся ситуацией, то не детям надо предъявлять претензии, а подумать, что мы сами сделали не так. Когда же мы просто любим, это действительно всегда возвращается, по-другому и не бывает.

      Ответить

  13. Виктор
    07 Дек 2015 в 10:45

    Долг родителей перед детьми, и наоборот: детей перед родителями. Повторюсь: никто никому ничего не должен! Внутри всех нас заложено лишь одно глубокое стремление — это именно Любить.
    Так дайте именно ему — выбраться, открыться, проявиться! Самое важное, это чтобы в своей семье —> Все (и взрослые, и дети, каждый(!) научились Любить Друг Друга, а не только одного «себя-любимого».
    И также не забываем при этом, что «целостный, свободный, гармоничный человек делает что-то для другого — исходя только из одного своего желания и не ожидая чего-либо взамен».

    Ответить

    • Хуторная Елена
      17 Дек 2015 в 9:48

      Конечно, Виктор, так и есть все, Вы просто идеальную ситуацию описали. И даже если так не всегда получается в жизни, именно к этому нужно стремиться.

      Ответить

  14. Александр
    07 Дек 2015 в 7:47

    Скажете мне, что дети задолжали своим предкам?! По воле собственной зачали мы плоды. Или решала всё обычная монетка?! Орел иль решка? Решка! Дети нам нужны. А коли так чему тут удивляться, когда воспитанные кое как сыны. Вдруг начинают над родными изгаляться и в правоте своей они убеждены.

    Дарите детям красоту своей вселенной, постройте к сердцу чада млечный путь. Увидите вы отклик равноценный, когда на твердь вам станет тяжело шагнуть.

    Ответить

    • Елена
      07 Дек 2015 в 20:00

      Птакие прекрасные жизненные стихи…

      Ответить

    • Хуторная Елена
      17 Дек 2015 в 9:47

      Да, Александр, лучше обо всем этом и не скажешь. Спасибо за стихи!

      Ответить

  15. Алевтина
    07 Дек 2015 в 7:31

    Очень мудрая статья, все рассказано понятным и простым языком. Не должны нам детки ни чего,это может идти от сердца, от души, должна быть связь, вот эта невидимая и ощутимая только родными.
    А это действительно так » Если есть проблемы с детьми — смотри на себя».

    Ответить

    • Хуторная Елена
      17 Дек 2015 в 9:46

      Рада, Алевтина, что Вы со мной согласны.

      Ответить

  16. Oksana
    07 Дек 2015 в 6:33

    Все индивидуально. Независимо от национальной, религиозной и социальной составляющей. Часто дети из неблагополучных семей, относятся к своим так называемым родителям, лучше, чем к своим родителям относятся дети из благополучных семей. Есть дети в которых ничего не вкладывали и их не воспитывали, а социальная и личностная отдача у них, уровень саморазвития выше, чем у детей в которых вкладывали и которых воспитывали. В прошлые времена в традициях и обычаях многих стран понимание и почитание старшего поколения семьи, забота и ответственность о нем, не были связаны с тем, что дали родители, вложили, как воспитали. А просто потому, что они РОДИТЕЛИ. В наше современное время такое отношение к старшему поколению потеряно у многих народов.

    Ответить

    • Хуторная Елена
      17 Дек 2015 в 9:45

      Знаете, мне все-таки кажется, что во многом зависит от того, что понимать под понятием «вложили». Это ведь не всегда какое-то обучение, развитие в том смысле, в каком мы понимаем. Родители могут, например, дать ощущение семьи, сплоченности, безопасности, защищенности, ощущение принадлежности к клану. А это ведь тоже немало и зачастую ценится намного больше, чем все игрушки и игры вместе взятые. Все равно, я думаю, всегда есть какая-то причина обожания, хорошего отношения — такое никогда не возникает на пустом месте. Хотя понятно, что в случае с неблагополучными семьями это может довольно странно проявляться, и может, не совсем здорово. Но не нам судить, конечно.

      Ответить

  17. Елена
    07 Дек 2015 в 5:00

    «Что вкладываем в детей, то и получаем в ответ..»
    Почему же не все родители это понимают, особенно когда дело приближается к старости. Они сразу забывают, что вкладывали в детей и вспоминают, что им дети должны…

    Ответить

    • Хуторная Елена
      17 Дек 2015 в 9:36

      Да, так часто и бывает, увы. Хотя ведь, с другой стороны, никогда не поздно сделать что-то со своей стороны, но и об этом мало кто задумывается.

      Ответить

  18. Ирина
    06 Дек 2015 в 23:55

    Я тоже уже не раз все проходила, но все в конце концов налаживается и жизнь продолжается…

    Ответить

    • Хуторная Елена
      17 Дек 2015 в 9:32

      Да, Ирина, конечно, это так.

      Ответить