Фаина Раневская, великая и ранимая

8 Ирина19.03.2017Фаина Раневская, великая и ранимая

Дорогие читатели, сегодня на блоге я хочу вместе с вами вспомнить о Фаине Раневской, великой и ранимой актрисе. Есть люди, уход которых воспринимается как трагедия. А есть и другая категория: умом мы понимаем невосполнимость утраты, а душа и сердце отказываются верить. Люди такого склада остаются рядом, чаще всего, незримо, на энергетическом уровне. А если речь идет о любимых актерах, то и образ их остается в киноролях, записях театральных постановок, в книгах воспоминаний современников, которым посчастливилось быть рядом с ними.

Ко второй категории относится Фаина Раневская — биография ее и стала предметом моей сегодняшней статьи. Ей был дарован счастливый шанс на бессмертие и вечную признательность поклонников ее таланта. Я считаю эту артистку одной из гениальнейших представительниц советской актерской школы. А главное: все ее роли одухотворены глубоким внутренним содержанием. Ей было что выразить, что сказать всем нам, и она блестяще воспользовалась этой возможностью. И в ролях, и напрямую, в своих знаменитых фразеологизмах.

Ее остроты часто цитируют на разных уровнях. Цепкие, порой, весьма недипломатичные, «соленые» и бьющие прицельно. Как они рождались, что было благодатной почвой для этих блестящих экспромтов, мне и хочется вам сейчас рассказать.

Детство золотое, но сиротливое

Личная биография Фаины Раневской начиналась на рубеже 19-го и 20-го веков: родилась она 27 августа 1896 года. По меркам родного Таганрога семья была довольно состоятельная: ее отец, Гирши Хаймович Фельдман, был владельцем небольшой фабрики, производившей сухие краски. Семья также владела магазином и пароходом, у них было несколько домов. А летом на отдых уезжали в Швейцарию.

Детей было пятеро, правда, один из младших братьев Фаи умер в раннем детстве. Остались еще два братика и старшая сестра. Фаина росла девочкой замкнутой. Возможно, из-за небольшого заикания или недовольства своей внешностью, со сверстниками практически не общалась.

Учеба ее не увлекала. Пошла в женскую гимназию, но затем уговорила родителей, и те ее забрали из учебного заведении. Дома продолжила обучение пению и музыке, овладевала иностранными языками, но все «постольку, поскольку». А вот читать любила.

Рано увлеклась кино и театром. А после того, как в 1913-м девушка побывала в Московском Художественном театре на чеховском спектакле «Вишневый сад», в сцену влюбилась окончательно и бесповоротно.

У нее появилась цель, и учеба из скучного времяпрепровождения превратилась в ступеньку достижения заветного горизонта. Она сдала экзамены за курс гимназии экстерном, начала занятия в частной театральной студии. Вскоре объявила родне, что собирается стать актрисой. Новость родители встретили в штыки, случился скандал, ей пришлось порвать и без того непрочные семейные узы.

Мы – бродячие артисты…

Фаина Раневская родилась в 1915 году. 19-летняя провинциалка мчится в Москву. Вот только ни одна из известных театральных школ ее порыва не оценила, зерна таланта не разглядела. Фаина устроилась в частную школу, но денег хватило ненадолго, пришлось и оттуда уходить.

Каким-то чудом, по счастливому стечению обстоятельств, ее заметила одна из ведущих балерин того времени Екатерина Гельцер. С ее подачи Фаина вышла на сцену Малаховского летнего театра под Москвой, пока даже не в роли, а в бессловесной массовке.

В 1916 году – очередной поворот в судьбе, договор с антрепризой в Керченском театре, правда, роли «героинь-кокет» так ей и не дались.

Очень скоро стало ясно, что она — характерная актриса, и тут ее диапазон безграничен: от глубочайшей трагедии до гротесковой сатиры.

Между тем грянул революционный шторм 1917 года. Сразу после «первого звонка» Февральского переворота семейство Фельдман предусмотрительно уплыло в Европу на собственном корабле “Святой Николай”. В мятежной России осталась одна бунтарка Фаина. Ей была близка революционная романтика, по крайней мере, поначалу, до того, как эта “героическая пьеса” не переросла в кровавую драму. Потом, десятилетия спустя, она уверяла, что лично видела Ленина на Финляндском вокзале, и когда “увидела лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности”.

Потом была кочевая актерская жизнь. Ее бросало то по театрам юга России (Ростов-на Дону, Кисловодск, Феодосия), то она искала себя в старорусском Смоленске, то в поморском Архангельске, а оттуда бежала снова на юг, в Баку. Пока шла Гражданская война, ей часто давала приют актриса Павла Вульф, с которой они даже подружились. Поэт и драматург Макс Волошин тоже оказывал покровительство юной скиталице.

Немного задержалась в труппе «Театра актера», его главным режиссером тогда был Павел Рудин. В тот период в ее биографии появились роли в постановках «Последняя жертва», «Без вины виноватые», «Живой труп», «На всякого мудреца…», «Ревизор», «На дне» и ряд других. 20-е годы принесли ей и новую встречу с «Вишневым садом». Она сыграла роль Шарлотты, а мечтала всегда об образе Раневской, потому и взяла такой сценический псевдоним.

Период московской «оседлости»

В 1931-м странница вернулась в Москву, в биографии жизни Фаины Раневской наступил период относительной стабильности, хотя бы — территориальной. Ее приняли в Камерный театр к Александру Таирову, ввели в спектакль «Патетическая соната».

Сейчас это Театр имени Пушкина, а «наше всё» будущая звезда сцены искренне обожала. Бродила по Тверскому бульвару, где, кажется, совсем недавно прогуливался и Александр Сергеевич. Он ей снился. Великая насмешница в своих оценках не щадила и себя, вот и эти сны порой пересказывала коллегам в такой интерпретации:

«Он идет с тростью по Тверскому бульвару. Я бегу к нему, кричу. Он остановился, посмотрел, поклонился и сказал: «Оставь меня, старая б… Как ты надоела мне со своей любовью».

С 1935 года начинается ее «театральный роман» с Юрием Завадским. Сначала в Центральном театре Красной Армии, потом в Театре Моссовета, где она прослужила почти до конца жизни. Правда, в начале войны на два года эвакуировалась в Ташкент, да на несколько лет уходила в театр Пушкина (1955-63), но без Таирова это был совсем другой коллектив.

«Я не терплю мессы в борделе, — сокрушалась она по поводу манеры выступлений главрежа перед труппой. — Знаете, что снится Завадскому? Что он умер и похоронен в Кремлевской стене!»

Подобных метких, колких реплик в адрес своего босса у Раневской было немало. Эта еще одна из самых невинных. Завадский, говорят, коллекционировал характеристики безжалостно остроумной актрисы, выспрашивал у коллег, не появились ли новые афоризмы на его счет. Раневской же приписывают фразу, что Завадский родился в енотовой шубе. Он и впрямь был сибарит, красавец, знавший себе цену, любимец женщин. При этом умудрялся оставаться неплохим режиссером и приличным человеком.

У него Фаина Георгиевна она воплотила довольно заметные образы в пьесах «Чужой ребенок», «Последняя жертва», «Гибель эскадры», а в «Вассе Железновой» ей доверили главную роль.

Кино-карьера

Кино в биографии Фаины Раневской возникло в 1934 году в образе госпожи Луазо в фильме «Пышка». Фильм показали во Франции, где игру нашей героини высоко оценил Ромен Роллан.

В 1940-м она снялась в социально-психологической драме «Мечта». Роль хозяйки меблированных комнат мадам Скороход впечатлила самого Рузвельта, назвавшего Раневскую актрисой века.

Чарли Чаплин, которого было почти невозможно удивить, снял котелок перед ее талантом.

До этого и после были другие фильмы, где роли Фаины Георгиевны, что называется, второго плана, зато очень узнаваемые, яркие. Мамаша в «Свадьбе» (1943), мачеха в «Золушке» (1947), Маргарита Львовна в «Весне» (1947) – эти ленты навсегда остались в истории нашего и мирового кино. И во многом, благодаря неподражаемой «атмосферной» игре Раневской.

Автор сценария «Золушки», легендарный Евгений Шварц, позволял актрисе импровизировать, оставил в фильме ее авторские словечки. А реплика: «Муля, не нервируй меня!» из комедии «Подкидыш» позже стала предметом спора Раневской со сценаристом Агнией Барто и соавтором Риной Зеленой. Каждая из троицы уверяла окружающих, что крылатую фразу придумала именно она.

Были в послужном списке и телеспектакли, и озвучивание мультфильмов. Ее голосом говорит Бабариха в «Сказке о царе Салтане» и милашка домомучительница Фрекенбок в продолжении «Карлсона».

Цирк, да и только!

Последняя работа Фаины Георгиевны в кино пришлась на 1966 год. Потом ее почему-то перестали снимать. В картине «Сегодня новый аттракцион» ей предложили сыграть директора цирка.

Актриса долго колебалась, выдвинула режиссеру Надежде Кошеверовой ряд условий. Главное: никакого контакта с цирковыми животными. Официальная версия для съемочной группы — аллергия. Немногочисленным более близким коллегам она это объясняла тем, что очень любит животных и всегда страдает от того, что в цирке они в неволе, да еще и в тяжелых условиях.

Она действительно любила детей природы, хотя и по-своему: «А вы знаете, я цветы не люблю. Деревья — мыслители, а цветы – кокотки», — уверяла окружающих.

Но к животным действительно питала светлые чувства. Подбирала бродячих котов и собак, выхаживала. Пес Мальчик был последним ее питомцем, они испытывали друг к другу глубокую взаимную привязанность.

Но в этот раз случился конфуз. Раневскую хоть и уговорили сниматься, но она пребывала во «взъерошенном» состоянии духа. Съемочная группа ее ждала со страхом. В Ленинград народная артистка прибыла лишь на один день, но этого хватило всей киностудии, включая зверей.

Кое-как актрису убедили, что надо хотя бы разок пройти мимо клеток с животными. Иначе образ будет неполным. Но к тому времени общая нервозность передалась и хищникам. Когда их тезка, «Лев Маргаритыч» только начала приближаться к клетке, один из львов… мощно обгадился.

«Хозяйка цирка» пулей вылетела из павильона, грохнулась на спину, задрыгала ногами и закричала, что все это провокация против «любимой народом актрисы». Ее долго отпаивали львиными долями успокоительного, пока все, наконец, несколько пришли в себя. Дубль с грехом пополам удалось снять. Цирк, что тут скажешь! И на Раневскую бывает «проруха».

Без личной жизни

В том, что касается личной биографии Фаины Раневской, все было довольно печально. Она в минуты откровенности признавалась: «Все, кто меня любили, не нравились мне. А кого любила я — не любили меня. Моя внешность лишила меня личной жизни!»

Замужем не была, детей не имела. Одно время жила вместе с сестрой, которая приехала к ней из-за границы. Белла после ухода из жизни супруга перебралась из Франции в Турцию, а потом вернулась на родину. Правда, вскоре тяжело заболела, и Фаина за ней ухаживала, обращалась к лучшим врачам. Но спасти сестру наши врачи не смогли, в 1964-м Беллы не стало.

А единственный роман у актрисы случился еще в юности, но окончился полным фиаско. Эффектный коллега, к которому Фая была неравнодушна, напросился в гости. Но пришел не один, а с любовницей, да еще и предложил хозяйке квартиры часок погулять, пока он пообщается с дамой.

После этого высказывания Раневской о мужчинах, равно как и о хорошеньких женщинах, приобрели ярко-ядовитый оттенок. Наверняка впечатлительная творческая натура не раз влюблялась, но научилась прятать чувства под маской грубоватого юмора и самоиронии.

Муля и генсеки

Есть у Фаины Раневской в биографии и эпизоды общения с вождями. Сталинскую премию аристократке по рождению вручали трижды.

Иосиф Виссарионович о ней говаривал довольно емко и точно: «Вот Жаров в разном гриме и разных ролях — везде одинаков, а Раневская без грима, но везде разная».

В 1976 году очередной орден ей вручал Леонид Брежнев. И пошутил, процитировав: «Муля, не нервируй меня!» Народная артистка СССР в ответ отчитала генсека: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются хулиганы и домработницы». И действительно, эта фраза преследовала ее повсюду, доставляя немало неудобств. А тогда, ошарашенный глава государства, не нашел ничего лучше, чем оправдаться: «Простите, но я вас очень люблю».

Портрет Брежнева висел над кроватью артистки, и это был совсем не прикол. На недоумение гостей она всерьез поясняла: «Он добрый. Вам будет хуже, когда он умрет». Раневская пережила генсека на год. Ее пророчество для многих оказалось верным.

Над хлебом и зрелищами

В биографии Фаины Раневской личная жизнь – это коллеги, многочисленные гости, которых лишь с натяжкой можно назвать друзьями. Довольно долго она жила в небольшой квартирке знаменитой высотки на Котельнической набережной. Напротив ее окна красовались входы в кинотеатр «Иллюзион» и булочную, расположившиеся рядом. По этому поводу она шутила: «Я живу над хлебом и зрелищами». Двор от соседства с продмагом был грязный и шумный, с постоянным грохотом ящиков.

Дружить с ней было модно и даже выгодно. Она стеснялась своих больших гонораров, большую часть их и премий раздавала. Любила делать подарки, угощать, а сама ела мало. Была убежденной вегетарианкой. Аргументировала: «Как я могу есть птицу, у которой есть детишки?»

В ее квартире гостили Ахматова и Высоцкий, которого она очень ценила за цельность личности. А с Ахматовой была знакома еще с эвакуации и дружила. Ехать за премией в Италию поэтессе было не в чем, и наряд собирали тут на квартире Раневской, «с миру по нитке». Дали ей приятельницы кто что мог: сумку, кофту, платок.

Когда коллеги рассказывают эпизоды из биографии Раневской Фаины Георгиевны, многие отмечают эту ее щедрость и гостеприимство, то, как она великолепно пела цыганские песни и частушки.

Дальше – тишина…

У последней пьесы, сыгранной ею на сцене театра Моссовета, было символичное название: «Дальше – тишина». Раневской было уже 86, она, по ее же крылатому выражению, устала «симулировать здоровье».

Сама литературная основа сценария была довольно слабенькой. Но режиссировал ее великий Анатолий Эфрос, а вторую главную роль исполнял Ростислав Плятт. Этот уникальный дуэт и держал спектакль на плаву, привлекал зрителей. Хотя идея и была, как и все мелодраматичные сюжеты, привлекательной: родители и дети, непонимание и жестокость к старшему поколению в семье.

24 октября 1982 года стало знаковым в творческой биографии Фаины Раневской — в этот день она в последний раз вышла к зрителям на поклоны. Банкета и славословий не было, она этого не терпела.

Фаина Георгиевна ушла из жизни 19 июля 1984 года, в больнице, после того как перенесла пневмонию и инфаркт. Хоронили Раневскую на Донском кладбище, за процессией понуро шел Мальчик. Собака даже потом была воплощена на надгробии актрисы. Но в суматохе прощания о нем никто не позаботился, осиротевший пес куда-то пропал…

Дорогие друзья, вот и закончен мой рассказ о великой актрисе и удивительном человеке Фаине Георгиевне Раневской. В рамки одной статьи невозможно вложить все интересные факты ее биографии. Но мы с вами хотя бы вспомнили главные вехи ее жизни — непростой, но поучительной. Остались ее меткие афоризмы, ее фильмы и спектакли, светлая аура незаурядной личности. И на блоге мы обязательно вспомним ее меткие афоризмы и цитаты.

Я благодарю читателя моего блога Любовь Миронову за помощь в подготовке этой статьи.

И для души я предлагаю сегодня Фаина Раневская Жестокий романс. Из к/ф «Александр Пархоменко». 1942 г. Музыка, слова — Н. Богословский.



Ваш отзыв

Ваш E-mail не будет опубликован.

Отзывов (8)

  1. Светлана
    03 Апр 2017 в 12:51

    Фаина Раневская — уникальная личность! Так немного снималась, но так много смогла сказать. А читать её мудрые и едкие афоризмы — одно удовольствие.

    Ответить

  2. Наталья
    01 Апр 2017 в 22:53

    Достаточно посмотреть один фильм или спектакль с её участием, чтобы оценить её талант. Как жалко, что снимали мало. И как ценно то, что остались записи театральных постановок, в которых она принимала участие.
    Россия может гордиться плеядой великих актрис, но Раневская — не просто великая актриса, это яркая и неповторимая звезда.

    Ответить

  3. Андрей
    21 Мар 2017 в 23:24

    Как сказал бы мой дедушка: «Кхе-кхе… Мндааа… Это вам не нонишнее поколение артисток.»

    Ответить

  4. Ирина Лукшиц
    21 Мар 2017 в 21:04

    Когда ссорятся правители, я вспоминаю Фаину Раневскую в роли Мачехи в фильме Золушка. Помните: » Эх, королевство мало, разгуляться мне негде! Ну да ничего, я поссорюсь с соседями, это я умею!» Это гениально сказано! Еще удивительно, как ее обошли репрессии той поры, родственники-то уехали.

    Ответить

  5. Алексей
    21 Мар 2017 в 12:11

    Сама эпоха смены общественно политического уклада рождает великих и незабываемых героев. Именно в двадцатом веке под стать Раневской было ещё достаточное число великих актёров, писателей. Сейчас же больше дешёвой серости.

    Ответить

  6. Павел
    21 Мар 2017 в 1:33

    Бесспорно, Раневская одна из лучших для своего времени и своей эпохи! Великий пример подражания для следующих поколений…

    Ответить

  7. Арина Широкова
    20 Мар 2017 в 0:45

    Она неповторима в своей непредсказуемости и откровенности. Я тоже люблю её афоризмы. Они меткие, точные, немного язвительные, но всегда правдивые. Как складываются судьбы. Могла спокойно уехать с семьёй в Европу, а осталась в кошмаре и разрухе искать своё актёрское счастье. Удивительная женщина.

    Ответить

  8. Таисия
    19 Мар 2017 в 23:52

    Обожаю Раневскую, особенно нравятся ее афоризмы — как точно она отражает моменты из жизни, а это не каждому дано.

    Ответить

Яндекс.Метрика