Проблема одиночества в жизни и наше здоровье

44

Сегодняшнюю статью меня побудило написать письмо в рубрике «Разговор по душам», которую я не так давно открыла на своем блоге. Конечно, и до этого письма я часто размышляла на эту тему. Но тут многое совпало. Хочу поделиться своими мыслями на этот счет, узнать и ваше мнение.

Проблема одиночества в наше время не нова. Сколько лет этой теме? Думаю, немало… Ведь классики только об этом и пишут. Наверно, все помнят школьные сочинения на темы: «Тема одиночества в произведениях Лермонтова, Пушкина, Цветаевой, Маяковского, Булгакова, одиночество Базарова и.т.д.»

А книгу Габриэля Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества», наверно, каждый из нас не по одному разу перечитал. Книга, которая заставляет нас остановиться в какой-то бешеной гонке за бренностью и задуматься о самых простых вещах в жизни.

Что же такое в наше время одиночество? Это редкая возможность побыть наедине с собой, это трагедия или навязчивое состояние?

Возвращаюсь я к теме письма на моем блоге. Девушка спрашивает о том, почему вот так все происходит, что нет у неё друзей, нет подруг, нет тех, с кем бы можно было поделиться радостью. Да и с близкими самыми людьми не складываются отношения. Нет теплоты, но если бывает нужно просто чем-то помочь (при болезни и т.д.), то тут же она первая приходит на помощь. Согласитесь, тема, достаточно острая. И касается многих. Дела есть, общения и тепла нет…

Прежде всего, я хочу сказать о том, что это только мои личные размышления на этот счет. Психологи, наверняка, все профессионально разложат по полочкам. Возможно, дадут круг заданий, обозначат вопросы, на которые нужно ответить. Ну, а я только своими мыслями поделюсь.

Мне очень знаком такой тип людей. Люди, которые очень ответственны, умны, но достаточно замкнуты в себе. Что же им мешает выстроить нормальные взаимоотношения? Я думаю, что очень часто нам всем не хватает простой искренности во всем. Вроде, хочется дарить тепло и поговорить по душам, вроде хочется уйти от одиночества и быть с друзьями, а мы боимся своих чувств. Просто не хотим ничем делиться. Все свое носим с собой. И на этом ставим жирную точку.

Да, я обязательно приду на помощь, помогу, чем могу. Надо будет, пожертвую многим. Но вот сделаю свое дело тихо и снова отойду. Никто не увидит наш внутренний мир, мы же не хотим им делиться. Лучше выглядеть вот такой недотрогой, такой сильной и обязательной внутри себя, лучше стать жертвой обстоятельств. Наверно, удобная, защитная позиция? Не правда ли?

А что, если сделать все-таки первый шаг, понять такие простые вещи, что людям, которые вас окружают очень НЕОБХОДИМО тепло, сочувствие и т.д. А мы-то ведь такие жадные… Ну как нам выдавить из себя такие простые слова? Нет уж, пусть сами догадываются обо всем, ЧТО там внутри нас, какие мы замечательные и хорошие, только этого никто не видит и не ценит.

Пусть я буду таким одиноким, чем сделаю первый шаг. ДАРИТЬ что-то, ничего не прося взамен — вот то, на что редко кто способен. Отсюда, на мой взгляд, все проблемы. Мы часто похожи не то, что на бесчувственных людей, нет, но очень близко к этому стоящих. Много знаем, много умеем, но вот дать, отдать, просто поговорить и понять других, порадоваться ИХ счастью, малюсеньким радостям ИХ жизни — на это немногие способны.

А дальше начинаются проблемы со здоровьем — прежде всего, эта неудовлетворенность ситуацией ведет к переживаниям внутри нас, к замыканию в себе, к депрессиям, следовательно, может «прорваться» там, где тонко. Это и желудок, и кишечник, и почки, и вся женская сфера. Так что в любом случае есть повод задуматься о многом.

Одному побыть всегда бывает очень необходимо. Без этого никуда. Но все дело, наверно, в той тонкой грани уединения и проблемы одиночества, которую каждый должен решить для себя сам. Я вот тоже очень люблю побыть какое-то непродолжительное время одна, без этого задыхаюсь просто. Но зато потом, так приятно вернуться к общению и с близкими, и с друзьями.

Теперь по поводу друзей. Постараюсь сказать только основные мысли об этом. Так получилось, что жизнь расставила сама все своим местам. Раньше друзей было очень много. Но сейчас все изменилось. Друзей у меня мало, но каждый из них мне очень дорог. Не нужно никому ничего, порой, даже говорить. По голосу, по малюсеньким нюансам бывает все понятно. И я таким общением очень дорожу. Очень ценю. Думаю, что друзей настоящих и не может быть много. И это несмотря на то, что по натуре я достаточно общительный человек.

Проблема одиночества в семье тоже очень актуальна для многих. Наверно, редко можно встретить счастливую семью, где была бы полнейшая гармония и никаких бы не происходило событий. Но на этой теме я сегодня не буду останавливаться. Возможно, поговорю как-нибудь об этом отдельно.

И последнее, о чем хотелось бы сказать сегодня — это проблема одиночества талантливых людей и особенно, детей — вундеркиндов. Когда столько сил родители вкладывают в своих детей, а потом они просто разочаровываются в мире, предпочитают одиночество, забываются в алкоголе и наркотиках. Я уже эту тему затрагивала в своей статье Развитие творческих способностей детей. Это, конечно, в двух словах по данной теме.

Думаю, все зависит от желания каждого человека — быть и чувствовать себя одиноким или дарить тепло и радость, ничего не требуя взамен. Будет желание, найдется все, чтобы избежать проблемы одиночества в жизни.

Мой душевный подарок на сегодня Шуман «Грезы» в исполнении моего любимого пианиста Дениса Мацуева. Я очень надеюсь, что получите наслаждение. И ни в коем случае не будете грустить. Это так нежно, светло и трогательно. Порыв к совершенству, тонкое движение души композитора – романтика, все оттенки красок радости, света, сомнений, борьбы, веры и любви.

Желаю всем радости общения. Как бы сложно не было, сделайте сами первый шаг для решения проблем одиночества, думайте о хорошем, настраивайте себя только на все самое достойное в вашей жизни. Любви вам и тепла от всех близких.

Смотрите также

Ваш отзыв

Ваш E-mail не будет опубликован.

Я даю согласие на обработку личных данных и принимаю политику конфиденциальности

44 комментария

  1. Андрей
    17 Окт 2013 в 10:48

    Здравствуйте!Проблема одиночества объёмна. Но всё же она находится внутри нас. То мы боимся, что нас неправильно поймут, то осудят, по этому и замыкаемся. А бывает, живёшь, всилу обстоятельств в одном жилом помещении со своими родственниками, у них праздник, друзья, родственники, веселье. А ты один за стеной, как и не родственник, вроде не алкаш и не глуп, но одинок. Я вырвался из этой сетуации, когда понял, что в мире много людей, похожих на меня, живущим жизнью, близкой мне, и жизнь понеслась с головокружительной быстротой. Теперь я не одинок, есть друзья, работа. Спасибо за блог. есть над чем поразмышлять.

    Ответить

  2. Людмила
    19 Май 2013 в 15:21

    «Как ваше имя? Как ваше отчество? Я — одиночество…» Страшно, причем каждый кузнец своего одиночества…Больше даже не хочу философствовать… Спасибо всем!

    Ответить

  3. Татьяна
    26 Авг 2012 в 11:30

    Иногда просто необходимо побыть одному, но это совсем ненадолго! Жаль, что много одиноких людей, особенно жаль наших стариков, у которых есть дети, но они всё равно одиноки…Давайте сами дарить чуточку тепла таким людям, пусть всем будет тепло на душе!

    Ответить

  4. Анна
    18 Июн 2012 в 23:24

    А мне хочется вспомнить Маяковского — Единица — ноль, единица — вздор, один, даже если очень сильный… Плохо быть одному.

    Ответить

    • Ирина
      19 Июн 2012 в 11:25

      Анна, спасибо. А мне вот сейчас хочется стихотворение Ольги Бертгольц процитировать.

      Не надо, не надо, не надо
      О нашей Любви говорить…
      Есть вечная в мире отрада —
      Кому-то кого-то любить…

      … Вот клен загрустил по калине,
      Заре от зари горячо,..
      Вот тополь склонился в лощине
      На милой березы плечо.

      Не слышит береза иль слышит,
      но им в эту ночь не уснуть,
      Они лишь поднимутся выше,
      Чтоб дальнего Неба глотнуть!

      Люби, как назначено в древле,
      кому-то кого-то любить,
      пусть Солнце погаснет, но Землю
      Ему никогда не забыть!

      Любовь в нашем сердце подарит счастливые минуты, пусть это будет без одиночества…

      Ответить

  5. Galya
    18 Июн 2012 в 22:26

    Тема одиночества очень индивидуальна. Иногда полезно быть в одиночестве, но честно говоря, по-моему не всем. Бывает что одиночество затягивает далеко, даже не в ту сторону. В одиночестве можно поразмышлять и подумать о многих вещах.

    Ответить

    • Анна
      19 Июн 2012 в 21:50

      Замечательный ответ. Добавить нечего.

      Ответить

  6. Элина
    18 Июн 2012 в 20:50

    Ирина, полностью с вами согласна, мы сами выбираем быть нам одинокими или же нет. Сталкивалась с такой ситуацией в жизни, когда переехала в другой город. Тоже была одинока. Научилась радоваться жизни сама по себе. Но сейчас появились друзья и стало ещё веселей. Думаю, период одиночества в жизни мы выбираем сами, а для чего и почему понимаем не сразу.

    Ответить

  7. Людмила
    17 Июн 2012 в 22:01

    Все мы родом из детства, все наши комплексы — это тоже из детства, заниженная самооценка, неуверенность в себе, закрытость от окружающих — вот что приводит к одиночеству в зрелом возрасте.

    Ответить

  8. Irina
    17 Июн 2012 в 18:54

    Одиночество- очень не простой вопрос. Часто человек находясь постоянно среди людей бывает по настоящему одинок. А есть люди которые стремятся к одиночеству, им комфортно быть одним. Если у человека есть с кем поговорить о своей проблеме — он уже не одинок. Мы перестали понимать друг друга — может быть это гордыня или эгоизм. Мы стали больше времени уделять общению в интернете — но это тоже форма одиночества. Просто мы думаем, что живое общение можно заменить виртуальным. Это иллюзия. Друзья… я все-таки думаю, что в основном это временное явление, за редкими исключениями. Нужно просто любить ближних, принимать их такими какие они есть. Возможно(!!!) тогда мы не будем одиноки.

    Ответить

    • Ирина
      17 Июн 2012 в 21:07

      Ирина, не совсем согласна… далеко не со всем. Но это мое мнение. Ваше мнение уважаю, понимаю и принимаю.
      Не согласна про друзей, как временном явлении. По крайней мере у меня не так. Сейчас друзья только такие, с кем и огонь, и воды, и медные трубы…
      Об иллюзии виртуального общения ( смотря какое и с кем общение — если, конечно, просто так в сетях «зависать» — это одно, а если найти друзей близких — это совсем другое.) Опять же, их не может быть много.
      Про то, что любить близких, принимать их такими, какие они есть — здесь я полностью согласна.

      Ответить

  9. Natabul
    17 Июн 2012 в 18:53

    Когда-то давным давно прочитала такие строки: Самое страшное одиночество — это когда под одеялом двое, а прижиматься совсем не хочется. В семье нужно стараться, чтобы этого не произошло, причем стараться всем без исключения.

    Ответить

    • Ирина
      17 Июн 2012 в 21:08

      Наталья, согласна… Не дай Бог такое никому …

      Ответить

  10. Вера
    17 Июн 2012 в 18:25

    Мне кажется вот именно умные и ответственные люди чаще всего бывают одиноки. Так как такие люди могут анализировать слова и поступки, людей. Они хотят окружить себя такими же людьми как они сами, но таких мало. Поэтому решают, что уж лучше быть одному, чем с кем попало.

    Ответить

    • Irina
      17 Июн 2012 в 18:56

      Молодец! Есть у Омара Хаяма такие слова —
      Уж лучше голодай, чем что попало есть,
      И лучше будь один, чем вместе с кем попало…

      Ответить

    • Ирина
      17 Июн 2012 в 21:10

      Вера, согласна, что чем человек умнее и ответственнее, тем выше у него требования к общению. Но кто ищет, тот всегда находит. Я ни в коем случае не говорю о том, что лучше быть с кем попало… Нет уж, нет.

      Ответить

  11. Ольга
    17 Июн 2012 в 16:15

    Все что вы пишите, правильно, красиво и очень привлекательно, но к сожалению утопично. Но попробовать все же стоит.

    Ответить

    • Ирина
      17 Июн 2012 в 17:31

      Ольга, неужели все так утопично выглядит? Мне кажется, много реальности и жизненности, разве нет? Или я только вот так все воспринимаю? Неужели искренность, желание дарить что-то, ничего не прося в замен, пересмотр ценностей — это утопия?

      Ответить

  12. Алла
    17 Июн 2012 в 9:06

    Мы, наверное, сами виноваты в этом. Мы просто замыкаемся в себе, на своих проблемах. И однажды оглядываемся вокруг, а рядом-то почти никого… И это всегда очень тяжело вот так вдруг оказаться в пустоте. Но…. всегда можно сделать первый шаг к другому человеку. Знаете, как говорилось в фильме: «Все можно исправить пока не идут финальные титры». Спасибо, Ир, за музыку.

    Ответить

  13. Валентина
    16 Июн 2012 в 22:58

    Да, Ирина, вы затронули очень серьезную тему. У нас очень мало гармонии в жизни, в основном люди все одиноки, даже в семье. Сейчас все живут в проблемах, не хотят их » выносить из избы» и поэтому отгораживаются от всего мира «стенами» одиночества. Мало открытых людей, никто не хочет открываться, чтобы не быть смешными, многие зависят от мнения других и .т. д. В семьях люди живут годами, вырастили детей, а друг друга не знают. Бывает, что и поговорить не о чем: вроде-бы в браке, а одиноки. Женщины ( как и мужчины) заняты работой, погоня за деньгами, чтобы одеть и накормить детей, пашут как загнанные лошади, некогда заняться собой, своим духовным ростом. И так проходит жизнь, оглянешься, хорошо ,если есть что вспомнить, а порой и нечего…. Я сама в недалеком прошлом была такой. А потом ушла на пенсию ( по выслуге лет) и не жалею ( мои сверстники еще работают, кстати работа от слова РАБ). Только теперь я поняла , что жизнь только начинается. Во-первых, я начала работать на себя, не напрягаясь ( сетевой бизнес), сама планирую свое время. Начала заниматься своим самообразованием (перечитала множество книг для духовного роста). Езжу на семинары, встречаюсь с успешными людьми. Стала совсем другим человеком, открытой, жизнерадостной. Вот уже больше года я хожу в женский клуб «Гармония», где мы учимся быть гармоничной личностью, не быть одинокими, не зависеть от мнения других, учимся решать любые жизненные проблемы, быть женщиной единственной и неповторимой, уверенной в себе, без комплексов и много , много другого. И всему этому нас учит семейный психолог ( кстати сейчас это многим жизненно необходимо). А также мы открыли клуб «Мои года — мое богатство», где раз в месяц проводим различные вечера отдыха для всех желающих бесплатно . Вобщем у меня сейчас такая интересная и насыщенная жизнь, чего и Вам всем желаю! ( кстати, у меня большая семья , четыре дочери, самой младшей 7 лет, пошла в школу , посещает музыкальную — и я все успеваю — это для тех, кто думает, что на пенсии делать нечего). Так, что милые женщины, Ваша судьба в Ваших руках!
    Ирина! У вас очень хороший блог, я рада, что он мне попался на глаза. Каждая статья, затронутая вами тема приносит пользу и удовольствие от прочитанного , а также ваших подарков, спасибо!. Желаю Вам успеха.

    Ответить

    • Ирина
      16 Июн 2012 в 23:51

      Валентина, спасибо вам… Да, все правильно написали. Вот в таком ритме и с такой полупустотой многие и живут. Рада, что вы сейчас живете такой полноценной жизнью. Когда жизнь насыщенная после ухода с работы — это всегда радует. К сожалению, чаще всего видишь другое. Я вот всегда смотрю на экскурсионные группы (у нас Ярославль входит в Золотое кольцо), вижу активных , поджарых бабулечек -немок, таких полных жизни… просто удивляешься! Все путешествуют, полны жизни, тонуса. Нет, надо нам только брать пример с них.
      Согласна, что все в наших руках.
      Спасибо вам за добрые слова о моем блоге. Так приятно…

      Ответить

  14. Оксана
    16 Июн 2012 в 21:30

    Да, тема одиночества стара как мир… наверное, каждый сам выбирает свой путь…и если ему подсознательно хочется быть одному, то он соответственно и выстраивает свои отношения с другими людьми

    Ответить

  15. Мадина
    16 Июн 2012 в 20:54

    Денис Мацуев мне нравится..) Талантливый!!!

    Ответить

  16. Мадина
    16 Июн 2012 в 20:53

    Правильно пишите Ирина. К сожалению наш мир не совершенен и одиноких людей много. Желаю всем кто одинок найти своих спутников жизни и друзей! Только настоящих!!!

    Ответить

    • Ирина
      16 Июн 2012 в 21:45

      Мадина, хорошие пожелания, спасибо. Всем нужно…

      Ответить

  17. Елена
    16 Июн 2012 в 18:45

    «И Бог шагнул в пустоту. И Он поглядел вокруг и сказал — Я одинок. Сотворю себе мир».
    Джеймс Уилдон Джонсон
    После развода с мужем, просто замкнулась от всех, друзей нет,только сослуживцы и приятельницы. Дети уже подросли и стали отдалятся и уезжать из дома. Называю это одиночеством. Только вот жалко мир для себя сотворила только в виртуальном мире, как Бог не смогла…
    Ирочка, как всегда просто попадаете в точку, в самое уязвимое место постами.. Заставляете думать глубже, чувствовать острее.
    А музыка как никогда подходит для чувства одиночества, вызывает слезы.
    Только заходила на блог к Наде Ореховой, оставила соболезнования о ее потере и свое в душе всколыхнулось.
    Утрата мамы тоже добавила одиночества в душу, остро чувствуется ее отсутствие.
    Спасибо за тему! И за музыку!

    Ответить

    • Ирина
      16 Июн 2012 в 21:49

      Лена, спасибо…
      Жаль только, что музыка вызвала слезы… Но иногда и это необходимо. Слезы ведь бывают разные…
      Вы от отчаиваетесь. Конечно, все непросто… но то, что мы не замыкаемся и идем дальше- уже хорошо. А здесь, в Интернете, много хороших, душевных, тонких людей. Я таких встретила. И благодарна всем очень. Не думаю, что это иллюзия…

      Ответить

      • Елена
        16 Июн 2012 в 22:26

        Ира, слезы уже были продолжением настроения унесенного от Нади.
        Вы не представляете какое желание общаться и в жизни с такими людьми , которые сейчас для меня стали примером в виртуальном мире. И вы одна из них.
        Спасибо вам, что вы есть, созидаете, поддерживаете, хоть и сами хрупкие как березка.

        Ответить

        • Елена
          18 Июн 2012 в 8:41

          Ирочка, я ошиблась, говоря, что видела ваш коммент у Надежды Ореховой. Вот зайдите к ней _http://otvet-nadezda.ru/semya-i-semejnye-otnosheniya/segodnya-ne-stalo-moej-mamy.html Познакомьтесь с этим приятным человеком и душевной женщиной, хорошей мамой и бабушкой, поэтессой и блогером.

          Ответить

        • Ирина
          18 Июн 2012 в 10:04

          Лена, спасибо за ссылку.

          Ответить

  18. Ольга Рыбковская
    16 Июн 2012 в 15:04

    У любимой мной поэтессы и сказочницы Зинаиды Миркиной есть замечательная статья «Что такое великое одиночество?». Вот цитата из нее:
    «И есть еще один аспект у одиноко прочерченного пути. Он одинокий потому, что на пути этом нет и не может быть никакой внешней опоры. Держаться не за кого. Это наука — держаться на внутренней тяге. Душа должна сама узнать то, что ей нужно. Узнать истину не с чужих слов, даже самых верных и самых прекрасных, а изнутри самой себя. «

    Ответить

    • Ирина
      16 Июн 2012 в 17:41

      Ольга, спасибо. Замечательная цитата. Мудро как все!!!
      Но дело в том, что попробуй найди истину внутри самой себя… Тут ведь мудрости надо и знаний не помешает. И интуиция должна направлять.

      Ответить

  19. Елена Метелева
    16 Июн 2012 в 11:09

    Одиночество страшно, когда оно становится состоянием души. Одиночество нужно и полезно порой, чтобы отдохнуть или спокойно сделать какое-то дело.
    Но когда говорят — нет друзей, не с кем поговорить и т.п…. согласна с Вами, Ирина, нужно посмотреть внутрь себя. Скорее всего страх — причина закрытости от людей, а нужно просто расслабиться и открыться людям, постараться не зацикливаться на своем одиночестве, попробовать новые знакомства… И полюбить наконец жизнь!

    Ответить

    • Ирина
      16 Июн 2012 в 17:44

      Елена, хорошо бы расслабиться и открыться людям, конечно, но не у всех получается… А полюбить жизнь- это здорово.

      Ответить

  20. Наталья
    16 Июн 2012 в 9:30

    Одиночество — это состояние души. Никто не может сделать человека счастливым или несчастным. это делает только он сам.

    Ответить

    • Ирина
      16 Июн 2012 в 17:52

      Наталья, конечно, нужна внутренняя работа над собой. Но как хорошо, если на твоем пути встречаются люди, которые могут тебя направить, могут что-то подсказать…Но согласна полностью, что без собственного желания все будет тщетно…

      Ответить

  21. Елена
    16 Июн 2012 в 9:22

    Страшная вещь — одиночество.Тем более когда рядом семья, коллеги, а чувствуешь себя одиноко.А из-за чего возникает это чувство? Из-за предательства, стрессовой ситуации?

    Ответить

    • Ирина
      16 Июн 2012 в 17:55

      Лена, думаю, не обязательно из-за предательства и стресса мы можем чувствовать себя одинокими. Иногда бывает видимость благополучия… Вы не замечали таких семей? А внутри — пустота… Вот это очень страшно.

      Ответить

      • Елена
        16 Июн 2012 в 18:15

        А как эти семьи сами туда попадают в эту ситуацию? С чего начинается это отчуждение и как самому отследить это состояние и не довести до того, что бы люди помогали?

        Ответить

  22. Наталья Антипина
    16 Июн 2012 в 8:44

    Я думаю, в наше время очень много людей ищет общения, вот как раз кто ищет тот и не ощущает себя одиноким.А кто то ждёт когда его найдут для общения, это и есть одинокие. Я считаю что мы получаем ровно столько, сколько сами хотим. Есть люди которые как вихрь несутся по жизни и они достигают многого, а есть которые хотят получать, но не хотят прикладывать к этому усилий. Это касается и одиночества.

    Ответить

    • Ирина
      16 Июн 2012 в 17:56

      Наталья, согласна, что те, кто ждут, это и есть одинокие. И все остальное тоже правильно. Только вот как сделать первый шаг? Для многих открыться, быть искренним — это что-то такое неизведанно- страшное…

      Ответить

  23. svet1aya
    15 Июн 2012 в 22:46

    Очень понравилось, как вы сказали про искренность. Одиночество — удел думающих людей. Может, мешает страх открыться и показаться смешным и нелепым в глазах дорогих и близких

    Ответить

    • Наталья Антипина
      16 Июн 2012 в 8:52

      Разве можно быть смешным в глазах дорогих и близких тебе людей? Они близкие потому что понимают тебя… а если смеются, то Вы ошибаетесь в оценке…

      Ответить

    • Наталья Антипина
      16 Июн 2012 в 18:03

      Это наверно для каждого человека индивидуально, одного ответа для всех не существует, а иначе и не было бы одиноких.

      Ответить