Раннее развитие детей – за и против

49

Дорогие читатели, при рождении детей и внуков каждый из нас мечтает видеть их счастливыми, стремится развить их способности, дать им все, что в наших силах. Столько сейчас существует разных методик по раннему развитию детей, столько замечательных материалов можно найти для этого. Насколько стоит всем нам погружаться в эту тему, надо ли загружать своих детей с детства – вот об этом и будет сегодня у нас разговор.

Мы обсудим все плюсы и минусы раннего развития детей. Размышлять на эту тему будет ведущая рубрики Счастливый ребенок, которая не так давно открылась на моем блоге Анна Кутявина. Передаю ей слово.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Ирины! Желание дать своему ребенку наилучшее – это норма для любящего родителя. Мы начинаем заботиться о наших крохах еще во внутриутробном периоде, защищая их от негативных эмоций, плохой экологии и излишней усталости мамы. Мы поем им колыбельные и считаем дни до часа «Х», переживая, чтобы все прошло наилучшим образом и выбирая наилучшего помощника для появления малыша на свет. И вот кроха приходит в мир, такой родной, такой маленький и такой беззащитный…

Трудно описать словами то море нежности, которое захлестывает с головой родителей новорожденного. В этот миг они готовы сделать все на свете, лишь бы малыш был в безопасности, и с ним все было в порядке. Ведь он совершенно беззащитен!

Но вот проходит несколько месяцев, кроха подрастает и празднует свой первый юбилей – полгода. Он уже не тот беспомощный младенец, который приехал с нами из роддома! Малыш уже много чего умеет, многим интересуется. С каждым днем его достижения становятся все более яркими и серьезными. И вот именно в этот период, до достижения крохой годовалого возраста, мамы обычно задумываются о вопросах раннего развития. Ведь это модно, это на слуху, и каждый родитель старается не отставать в вопросах улучшения перспектив на будущее для своих детей, правда?

Методики раннего развития детей

Существует много различных методик раннего развития. Наверняка, вы знаете или слышали о методиках Монтессори, Зайцева, Домана, Лупан, Шичиды, Никитиных, Даниловой, вальдорфской педагогике и т.д. Все они так ли иначе направлены на развитие личности ребенка в самом «нежном» возрасте. Ведь раннее развитие – это, по сути, интенсивное развитие способностей малыша в раннем возрасте (от 0 до 3 лет).

В вопросе необходимости использования методик раннего развития мнения ученых часто расходятся. Сами авторы методик и многие специалисты утверждают, что кроху просто необходимо развивать, к тому же достаточно интенсивно, не просто с рождения, но еще с перинатального периода. Другие ученые заявляют, что у каждого ребеночка должно быть беззаботное детство, без всяких там «научных методик». Кто же из них окажется прав?

Основы развития малыша в раннем возрасте

Но, прежде чем перейти к доводам «за» и «против» раннее развитие, давайте немного вспомним, на чем же вообще строится развитие крохи в периоде от рождения до трех лет?

Главные изменения в жизни малыша в раннем возрасте происходят в трех сферах: предметная деятельность, крупная моторика и развитие речи. Давайте поговорим подробнее об этих сферах.

Предметная деятельность – это все множество манипуляций, которые можно проводить с предметами вокруг нас: складывать, перекладывать, разбирать, собирать, гладить, переливать, катать, стучать, закрывать и открывать, рвать, находить, опускать и поднимать и т.д. Благодаря таким действиям, малыш понимает, что все предметы в его окружении различны по составу, форме, размеру, материалу, цвету, назначению. Так формируется база дальнейшего развития интеллекта ребенка — наглядно-действенное мышление.
Поэтому очень важно все объяснять ребенку, проговаривать, рассказывать назначения и функции предметов, их состав и отличия от других и т.д.
Хорошо вместе с ребенком рисовать, делать аппликации, заниматься конструированием – все это поможет ему осваивать мир предметов и развивать мелкую моторику.

Крупная моторика. Как только малыш становится на ноги, перед ним открываются огромные возможности для познания и изучения мира вокруг. Ведь в мире сколько всего такого, что можно пощупать, попробовать на вкус, дотянуться, изучить. И наша задача как родителей – дать малышу как можно больше объектов для изучения.

Развитие речи. Сложно переоценить важность речи в жизни малыша, правда? Ведь в большинстве своем благодаря ей кроха учиться взаимодействовать с другими людьми, получать новую информацию об окружающем мире, заявлять о своих потребностях.

Наилучшие пути развития речи – беседы с малышом обо всем на свете. О том, что он видит, что сейчас происходит, как это называется и что «это» делает. Со временем монолог превращается в диалог, когда мы задаем карапузу вопросы, и учим его отвечать на них. Сначала односложно, затем понемногу простыми предложениями и т.д.

Важно для развития речи вместе с малышом читать книжки, рассказывать и обыгрывать сказки, петь песенки и потешки, играть в пальчиковые игры.

И, если говорить в общем, методики раннего развития как раз и направлены на эти три главных сферы, и оперируют такими инструментами, как упражнения на моторику, сказки, различные игры, творческие занятия.

Раннее развитие детей: против

Итак, аргументы противников раннего развития:

Ускоренное развитие интеллекта в ущерб другим сферам жизнедеятельности ребенка. По мнению лагеря противников раннего развития, интенсивное занятие только познавательной сферой малыша оставляет в стороне другие, не менее важные, сферы – эмоциональную, социальную, а также сферу психической жизни крохи, которую «поторопить» не получается. То же самое получается, если делать главный упор только на физическое развитие малыша.

Временная и энергозатратность. Действительно, для внедрения многих методик необходимы специальные материалы, на подготовку которых родителям требуется немало времени. Да, если основная профессия мамы и папы называется «родители», и больше ничем заниматься не надо, то такой вариант неплох. Но для работающих родителей все это непросто. Конечно, можно покупать уже готовые материалы для развивающих игр или водить ребенка в специальные детские центры, где с ним будет заниматься специалист. Но все это тоже стоит недешево.

Угроза здоровью ребенка вследствие ускорения естественных процессов. Иными словами, все должно происходить в свое время, и, если пытаться «накачать» ту или иную функцию раньше времени, можно только навредить крохе. Да и вообще, зачем нарушать природный ход событий? Нас ведь как-то растили, никто не ускорял ничего, и выросли же!

Отсутствие перспективы в будущем. По многочисленным наблюдениям противников раннего развития, большинство детей – и те, с которыми много занимались, и те, которые вообще не имеют понятия о раннем развитии – в школе выравниваются. То есть, зачем тратить силы впустую, если результат все равно будет такой же?

Боюсь вырастить вундеркинда! На самом деле, такой аргумент имеет место быть. Ведь все мы понимаем, что растить одаренного малыша очень непросто. Мало того, что мы сами постоянно должны ему соответствовать, расти вместе с ним, так еще и будущее его частенько кажется нам не очень привлекательным. Вспомните примеры известных вундеркиндов. Нередко у них нет друзей, ведь все им только завидуют. Да и самому ребенку, в силу опережающего развития, непросто строить отношения со сверстниками. Готовы ли мы, как родители, заведомо обрекать свое чадо на одиночество?

Не надо лишать ребенка детства! Всем «ученым премудростям» малыша и так научат в садике и в школе. А сейчас лучше пусть просто катает машинки и играет в куклы, ни о чем не беспокоясь. Время учиться будет всегда, а вот раннее детство уже не повторится.

Конечно, со многими убеждениями «лагеря противников» трудно поспорить. Особенно, если рассматривать ситуацию в утрированном варианте, когда раннее развитие занимает много времени и сил и малыша, и родителей.

Раннее развитие детей: за

А теперь давайте рассмотрим, как же отвечают сторонники раннего развития на доводы противников. Наверняка, им есть что сказать.

Раннее развитие не должно исключать развития малыша в других сферах. То есть, параллельно с развитием познавательной области, очень важно уделять внимание эмоциональному развитию крохи, его общению со сверстниками и старшими, обучению карапуза бытовым навыкам. Все это очень пригодится ему в жизни. Ведь самое главное, что необходимо ребенку в раннем возрасте – гармоничное развитие личности, тесная связь с близкими взрослыми и радостное познание мира вокруг.

И, конечно, как и с другими видами деятельности, с ранним развитием тоже можно «перестараться». Без глубоких знаний возрастной психологии малыша, понимания особенностей, можно просто «накачать» ребенка какими-то понятиями, но мозг может быть еще не готов к такой информации. В этом случае подобное обучение вряд ли принесет пользу.

К тому же, желание «напичкать» дитя как можно большим количеством знаний, может привести к интеллектуальной перегрузке и даже к сильному стрессу. А, значит, в этом деле, как и в любом другом, важно чувство меры.

Да, раннее развитие требует определенного времени. Но не настолько много, чтобы невозможно было его выкроить даже занятому человеку. И тут нам в помощь навыки тайм-менеджмента, и умение расставлять приоритеты. Все, как и в любых других делах. Было бы желание.

Так же и с материалами. Не все методики подразумевают много дополнительных пособий. К тому же, большинство их можно изготовить самим, без особого труда. Да, не за пять минут. Но, возможно, оно того стоит?

Новые условия жизни предъявляют нам новые требования. Да, конечно, мудрая природа уже задумала гармоничное развитие малыша в обычных условиях. И, возможно, если его не развивать дополнительно, большинству навыков он все же научится. Вот только наша жизнь уже не так предсказуема и постоянна, как была еще несколько десятков лет назад. А, значит, надо многое знать и уметь, чтобы успевать быть успешным человеком. Очень важно сохранить на всю жизнь пытливость, желание учиться, познавать новое. И все это мы помогаем малышу делать еще с самого раннего возраста.

Да, не так уж много родителей, которые реально хотят воспитать вундеркинда. Но ведь мы же и не хотим вырастить посредственность, правда? К тому же, на одаренность малыша влияют не только обучение и воспитание, но и ряд других причин – природные склонности и таланты, наследственность, прилежность самого ребенка.

Воспитание вундеркинда не является главной целью раннего развития. Основное, что предлагают методики, — это возможность крохи проявить и реализовать те данные, которые заложены в него мудрой природой. А, значит, он сможет вырасти гармоничным и счастливым взрослым. И мы, как родители, поддерживаем в нем это стремление.

Вполне может быть, что дети выровняются в школе. Но суть ведь не в количестве знаний и умений. А, скорее, в привычке достигать целей, быть успешным и счастливым еще с детства. Согласитесь, это намного больше, чем просто «накачка» знаниями.

Раннее развитие не лишает ребенка детства. Наоборот, оно делает его более насыщенным и ярким, интересным и веселым. Никто не заставляет кроху раньше времени садиться за парту. Но знание методик раннего развития помогает совместить прогулки с обучением и познанием, и игры превратить в развивающие.

И ни в коем случае раннее развитие не предполагает обучение через силу! Если малышу занятия неинтересны — значит, подход выбран неверно, и надо попробовать что-то другое. Возможно, прекратить занятие и выбрать другой метод.

В общем-то, доводы и одной, и другой стороны звучат достаточно убедительно. А, значит, нам остается только одно – проверить все это на личном опыте. Без фанатизма в плане обилия методик и самобичевания за отсутствие систематических занятий. Просто пробовать и выбирать то, что подходит именно нам и нашим детям. Лично мне видится, что именно в этом таится разгадка.

Ведь главное – не подавить природную любознательность крохи, его жажду познания. А, значит, мы должны отвечать на все его вопросы. И тут уже вряд ли поможет какая-то методика. Только личный контакт с малышом, наши чувства и эмоции, действия и поступки. А также родительское чутье. Все это очень важно для наших деток. Ведь они все равно будут похожими на нас, правда?

Друзья, а что вы думаете по поводу раннего развития детей? Стоит ли дополнительно заниматься с ребенком, и если да, то как?

Анна Кутявина.

Я благодарю Аню за тему. Хочу поделиться своим опытом воспитания наших дочек-близнецов. Конечно, я сама с ними очень и очень много занималась. Дочки очень рано заговорили, рано научились читать, запоминали все феноменально. Я покупала им очень много книг по раннему развитию. Как же нам нравились всякие творческие и логические задания, нравились умные книги, игрушки. И очень нам запомнились уроки Фафали. Был такой персонаж. Я выписывала все диски с уроками от Фафали, и мы занимались по ним. И английский язык там был, и уроки рисования, и музыки, столько всего интересного. До сих пор эти диски у нас сохранились.

Конечно, я пыталась приучить их и к занятиям музыкой. Но получилось, как говорится – сапожник без сапог. Я увидела, что это им неинтересно. Меня, как педагога они не воспринимали. Педагог, который нас учил, ставил слишком большие задачи перед детьми и мной. Упущу детали, но так получилось, что музыка им была неинтересна совсем. Хотя прикоснулись мы и к ней.

Зато я увидела их способность к рисованию, причем, у нас в семье никто не рисовал. Стали развивать это направление. И у одной дочки была заинтересованность в изучении языков. Конечно, это уже дальше, не самое раннее развитие. И вот такой творческий потенциал все-таки не прошел мимо и дальше уже помог раскрыться в других областях. Так что я всегда говорю о том, что надо слушать наше сердце, разговаривать с детьми. Не идти слепо по пути воплощению в детях всех наших несбыточных желаний и мечтаний. В каждом ребенке есть талант. Только надо его увидеть и услышать. И, конечно, по мере наших знаний, опыта, развивать все самое лучшее в детях.

Не так давно я публиковала статью на блоге Как воспитать одаренных детей. Это было мое интервью с одной очень интересной семьей. Для всех, кому интересна тема, приглашаю почитать статью.

И для души мы с вами послушаем сегодня выступление китайского пианиста Ланг Ланга с его учеником. Исполнят они Военный марш Шуберта.

Желаю Радости всем нам и нашим детям! И счастливого, гармоничного, яркого детства нашим детям и внукам!

Смотрите также

Ваш отзыв

Ваш E-mail не будет опубликован.

Я даю согласие на обработку личных данных и принимаю политику конфиденциальности

49 комментариев

  1. Эсбукетов
    13 Сен 2019 в 14:02

    Никогда бы такого не подумал! Спасибо за ценную статью, скину жене ссылку, она меня как раз по этой теме мучает уже не первый год)

    Ответить

  2. Жунька
    19 Сен 2018 в 6:31

    Я никогда не была против раннего развития ребенка. В 3 года уже отдала малышку на англоязычные занятия, начали давать витамишки мульти(для умственного развития и укрепления памяти)+в развивающие игры играем. Успехи очень радуют…и я уверена, что благодаря этому в школе ей будет гораздо легче

    Ответить

  3. Оксана
    25 Окт 2017 в 22:44

    Здравствуйте. А моему сыночку 3,5. Решили потихоньку увлечь его шахматами))) Что вы об этом думаете?

    Ответить

    • Ирина
      25 Окт 2017 в 22:47

      Оксана, думаю, что это прекрасно! все дети разные. Если малыш смышленый и есть кому учить … здорово!!! а там увидите..

      Ответить

  4. Александра
    07 Мар 2016 в 20:15

    Ой сколько всего много интересно вы написали здесь. Сейчас дети на удивление все ранние растут куда не глянь… у всех. У меня братишка 2 года, а вот все понимает и повторяет. Иной раз сама до этого не додумаешься, а он уже сделал умное дело.

    Ответить

  5. Надежда
    03 Мар 2016 в 19:49

    Ну очень актуальная тема! Я тоже не так давно вдруг узнала, что есть люди, считающие ненужным активное и интенсивное развитие детей, что «все должно идти своим чередом». На мой взгляд заниматься с ребенком нужно обязательно. И одна из причин как раз кроется в том, чтобы выявить у него истинные стремления, наклонности и способности.

    Ответить

  6. Елена
    03 Мар 2016 в 17:11

    У меня Ирина то же как и у вас не получилось привить любовь к музыке дочери. Пыталась ей быть педагогом, хотела чтобы она то же как я научилась играть на фортепиано, но ее это не интересовало к великому моему сожалению.

    Ответить

    • Ирина
      03 Мар 2016 в 22:06

      Лена, а я не сожалею об этом, честно и искренне говорю.. Правда.. Знаете, дочки прикоснулись к музыке… уже неплохо.. И сейчас вот вспоминаю недавнюю историю… Одна дочка решила для своего друга разучить какую-то понравившуюся ей мелодию. Приходит ко мне, говорит: «Мамуль, а ты вот можешь меня научить играть эту мелодию?». Показала мне, послушала я, говорю, подберу, конечно. Записала ей нотами, и так я удивилась… Сидела чуть ли не днями… сначала мелодию научилась играть, потом вторую руку подключила.. Я уж с трудом все переносила… Мелодия ну такая слащавая, … ой.. И вот когда им интересно, все ведь могут… Именно из-за того, что детям навязывают то, что им не очень интересно я из муз.школы ушла. Я бы детей по-другому развивала и очень -очень индивидуально, и без безумностей наших программ… И с другой стороны, мы ушли из муз.школы и сколько всего интересного было потом у детей… И именно интересного им… И я с ними развивалась и узнавала то, что им нравилось…

      Ответить

  7. Евгения
    03 Мар 2016 в 3:00

    Развитие ребёнка начинается с самого рождения, и малыши охотно всему учатся, но во всём нужна мера и разумный подход. Глупо навязывать ребёнку какие то занятия,и заставлять, если он не проявляет к ним интереса. Либо наоборот, не дать возможности что то попробовать, считая это бесполезным. И то и другое отрицательно сказывается и на развитии, и на эмоциональном состоянии. У знакомых сынишка посещает 5 или 6 секций и кружков, участвует в конкурсах, ставит всевозможные опыты и эксперименты, но при всей своей «умности» не умеет играть в обычные игрушки. Его мама, с гуманитарным образованием, считает это пустой тратой времени. При этом сами родители считают его жутким занудой, поскольку он не умеет общаться и играть со сверстниками, и всё время требует к себе внимание родителей и других взрослых. Конечно помощь родителей в развитии ребёнка необходима, но прежде всего нужно думать о благополучии ребёнка, а не о своих амбициях, принципах и желаниях. Побольше мудрости родителям.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      03 Мар 2016 в 7:05

      Евгения, спасибо за отзыв! О, да, нам бы, родителям, побольше мудрости. Тогда и вопросы бы не возникали, как правильно, а как нет. Прислушивались бы к своим детям и «шли» за ними.

      Ответить

  8. Larisa
    03 Мар 2016 в 2:50

    Нужная, полезная и познавательная статья. Думаю, если заниматься с ребенком без напряга, в виде игры, а не заставляя его, то он и сам с радостью будет новое познавать. Но мера должна быть, конечно, а то из лишняя информация может стать просто вредной и ни к месту.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      03 Мар 2016 в 7:03

      Лариса, полностью с Вами согласна! Играют детки с удовольствием и радостью, и познают мир в игре. А избыток информации разве кому-то приносит пользу?

      Ответить

  9. Анатолий
    01 Мар 2016 в 16:31

    Я за развитие детей, но все должно быть в меру. У нас есть одна знакомая, так она своего сына начала усиленно учить всему. Не сама конечно, а с помощью учителей. И знаете что получилось? Ребенок в возрасте 6 лет вообще перестал все воспринимать. Доктора диагностировали перегруз ребенка. И как итог, они в школу пошли только в 8 лет. Так что все должно быть в радость ребенку, а не родителям.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      03 Мар 2016 в 7:02

      Анатолий, Вы абсолютно правы, перегруз к добру не приводит. Спасибо за отзыв!

      Ответить

  10. Сергей
    01 Мар 2016 в 8:57

    Спасибо за очень полезную статью, все очень хорошо изложили по полочкам разложили, о том что в школе дети потом выравниваются даже не думал. Обязательно приму к сведению вашу информацию.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      01 Мар 2016 в 11:46

      Сергей, благодарю за отзыв!

      Ответить

  11. Дмитрий с Буридо
    29 Фев 2016 в 21:58

    Конечно, хочется, чтобы ребёнок хорошо развивался. Но наблюдение за несколькими активными мамашами породило у меня беспокойство за благополучие их детей. Больше, дальше, быстрей! — примерно такой у них лозунг.
    Думаю, что такие мамочки просто не умеют нормально общаться с детьми, и решают эту проблему всяческими методиками обучения.
    Безусловно, больше адекватных мам, которые такими методиками не злоупотребляют.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      29 Фев 2016 в 22:30

      Дмитрий, да, понимаю, о чем Вы говорите) Так тоже бывает. Спасибо за отзыв!

      Ответить

  12. Елена Голоштенко
    29 Фев 2016 в 12:47

    Мне кажется, существует некая двойственность определения «раннее развитие». Она возникает из-за того, что есть примеры, когда родители, в той или иной степени, как сумасшедшие (выпендриваясь перед кем-то или реализуя свои амбиции), пытаются впихнуть в ребёнка море информации, и это тоже называется раннее развитие. Поэтому с этим развитием такие противоречия. Хотя по сути их нет, если говорить просто о раннем развитии, как о том, чтобы с ребёнком дома занимались — то это обязанность каждого родителя. Но я, например, никогда не заостряла внимание на определённой методике. Помню, пробовала карточки какие-то с буквами сделать, но ребёнку совершенно неинтересно было по ним заниматься. Поэтому всё должно быть индивидуально.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      29 Фев 2016 в 22:28

      Елена, спасибо за отзыв! Вы правы, конечно, заниматься с ребенком надо. Второй вопрос, что иногда и с этим можно перегнуть палку( Но в большинстве случаев, слава Богу, все заканчивается хорошо для всех

      Ответить

  13. Ольга
    28 Фев 2016 в 21:50

    Я согласна, что только личный контакт с малышом, наши чувства и эмоции, а также родительское чутье, помогут вырастить счастливого ребенка. И если ребенок чем-то увлечен или проявляет интерес, почему бы не воспользоваться какой-либо методикой для развития. А «напичкать» ребенка (от 0 до 3) по моему мнению нереально,ведь они умеют «отключаться» когда им это неинтересно.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      29 Фев 2016 в 10:50

      Ольга, согласна, они отключаться умеют. Но взрослые тоже порой умеют преодолевать сопротивление. К сожалению(

      Ответить

  14. Ольга Андреева
    28 Фев 2016 в 20:47

    С детьми нужно заниматься с раннего детства. дети, с которыми мамы еще в младенчестве много говорят, поют им песни, читают книжки, раньше начинают говорить. Конечно, в ущерб здоровью не стоит нагружать детей кружками, секциями. но если родители видят, что у детей есть склонность к рисованию, к музыке, то думаю, стоит на это внимание обратить и помочь ребенку развивать свои таланты.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      29 Фев 2016 в 10:17

      Ольга, я тоже за то, чтобы помогать малышам развивать природные таланты. Спасибо!

      Ответить

  15. Ирина Широкова
    28 Фев 2016 в 19:16

    Вопрос о том, развивать ребёнка или нет у родителей вообще не должен стоять. Развивать однозначно! Но, не требовать от ребёнка тех результатов, которых они ожидают. Это зависит только от способности ребёнка усваивать материал, а у всех способности разные. Поэтому и ждать, что ребёнок превратится в вундеркинда, если родители его таскают по всем кружкам и секциям просто глупо. Но не дать ему возможность узнать что-то новое тоже не дело. Родители это разведчики, которые попадают в этот мир раньше и для ребёнка они становятся проводниками в мире, где он ничего не знает. Где ямы? Где мины? Этому надо научить, расставить флажки и показать ребёнку всё что можно, а дальше он уже сам разберётся по какой дороге ему идти.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      29 Фев 2016 в 10:17

      Ирина, спасибо за отзыв, согласна с Вами!

      Ответить

  16. Евгения Шестель
    28 Фев 2016 в 17:18

    От каждого по способностям — каждому по труду. Развитие индивидуально, ведь есть академики, и есть сантехники от Бога.

    Ответить

    • Ирина Широкова
      28 Фев 2016 в 19:23

      Евгения, полностью согласна).

      Ответить

    • Анна Кутявина
      29 Фев 2016 в 10:16

      Евгения, однозначно! Спасибо за отзыв! И лучше, как по мне, вырастить счастливого сантехника, чем несчастного академика, напичканного знаниями, но не умеющего радоваться жизни.

      Ответить

  17. Блог Ирины Гаврилик
    28 Фев 2016 в 14:29

    Любой ребенок в любом случае, подрастая, чему то учится. А вот чему он учится зависит только от родителей. Если постоянно искать оправдания для себя и не заниматься развитием малыша с раннего возраста, то его развитием «займется» улица. Я не говорю, что нужно обязательно придерживаться определенной методики или отдавать ребенка в специальную школу развития. Это все непременно хорошо, но совершенно не обязательно. Достаточно просто уделять ребенку побольше времени, играть в любимые игры, прогуливаться по улице, постоянно общаться, разговаривать и отвечать даже на самые, казалось бы, глупые вопросы. Все это тоже самое что ни есть развитие, важно лишь учитывать желания и интересы малыша, а не руководствоваться собственными амбициями.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      29 Фев 2016 в 10:14

      Ирина, согласна 100%! Спасибо!

      Ответить

  18. Лидия (tytvkysno.ru)
    28 Фев 2016 в 13:00

    Да, все должно быть в меру. И ребенок, при этом не должен быть перегружен. У дочери в классе учились два ребенка с 5.5 лет. Нагрузка была огромной (класс математический) Видно было, что дети уставали…одного ребенка пришлось за неуспеваемость перевести в обычный класс-тоже своего рода травма для ребенка. А пошел бы он вовремя в школу и прекрасно бы со всем справлялся.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      29 Фев 2016 в 10:13

      Лидия, я тоже знаю такие грустные примеры… Жаль, что таким хорошим намерением можно подпортить ребенку жизнь.

      Ответить

  19. Oksana
    28 Фев 2016 в 10:20

    Спасибо Анна и Ирина! Все индивидуально в каждой семье и с каждым ребенком, и с каждым родителем. Есть детки, которыми совсем не занимаются и не развивают, а они развиваются и становятся известными на весь мир людьми в разных сферах, при разном социальном положении и приносят пользу не только лично себе, своим близким, но и обществу в целом. А есть детки, которыми очень много занимаются и развивают, но как только ребенок вырастает, он как говорится, уходит в тихую гавань, отдохнуть от всех «развитий» детства, и так в этой гавани и живет потом. Как и во всем в жизни необходима мера, золотая середина, а чтобы держаться этой золотой середины, родителям обязательно надо слушать детей сердцем и душой, тогда все будет в порядке и с развитием детей, и с самими детками.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      29 Фев 2016 в 10:12

      Оксана, спасибо Вам за отзыв! Да, мамам и папам так важно научиться слушать сердце, а не только умные речи…

      Ответить

  20. Юрий
    28 Фев 2016 в 10:10

    Спасибо, Анна.
    У меня два взрослых сына и внуку скоро 5. Признаюсь, я никогда не слышал ни об одной из перечисленных Вами в начале статьи методик. Но, честно говоря, не очень жалею об этом.
    Нет, я не ярый противник научных методов интенсивного развития. Просто, считаю, что их нужно использовать очень и очень грамотно. Как говорится «не навреди».
    Особенно это актуально сейчас. Когда молодые мама и папа черпают информацию из разных источников. Эта информация зачастую непроверенная и противоречивая. Вот и начинаются эксперименты на собственном ребенке. А результат то сразу все равно не увидишь.
    Вот поэтому, мы в свое время делали то, что известно, действительно, каждому. Читали детям, все время разговаривали с ними, делали массаж, который рекомендовали врачи и занимались «предметной деятельностью» (термина такого тоже не знали). Наверняка, что-то было упущено, но результатом я доволен…
    В общем, думаю, если молодые и «очень занятые родители» будут чаще отрываться от социальных сетей и танков и чаще проводить время с ребенком все будет хорошо.
    …. А может методик по развитию молодых родителей не хватает? А?
    Спасибо.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      29 Фев 2016 в 10:11

      Юрий, спасибо Вам! На самом деле, много всего родители и прежде делали интуитивно, и все здорово получилось. Как по мне, ребенку больше всего на свете в раннем возрасте нужно наше внимание и любовь. И он сам подскажет, куда его дальше повести. Именно так мы с сыном «занимаемся», хотя это скорее играем)) Просто перебираем предметы, придумываем роли, попутно и между прочим изучая все «важные» вещи — цвета, формы, предлоги и т.д. И я осознанно не вожу его каждый день на занятия куда-то. Может, чуть позже. А пока нам и так хорошо)
      А методики для молодых родителей точно нужны

      Ответить

      • Юрий
        29 Фев 2016 в 10:45

        «…ребенку больше всего на свете в раннем возрасте нужно наше внимание и любовь» — золотые слова, Анна!
        И вообще, тема раннего развития, конечно, очень интересная. Но, как мне кажется, тема воспитания пупсов от 2 до 5 — сложнее…
        Баловать или не баловать? Запрещать или все разрешать? На каком расстоянии держать от внуков бабушек и дедушек (особенно бабушек )?
        Напишите?

        Ответить

        • Анна Кутявина
          29 Фев 2016 в 10:52

          Юрий, спасибо большое за идеи, обязательно напишу!

          Ответить

  21. Анютка Незабудка
    28 Фев 2016 в 3:21

    Любые методы воспитания нужно воплощать обдуманно, взвесив все за и против. Ведь каждый ребенок уникален и методы развития должны быть индивидуально подобранны лишь для него.

    Ответить

  22. Иван
    27 Фев 2016 в 23:39

    Как и везде, все должно быть в меру. А то как начнут делать супер ребенка, что и детства его лишают.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      29 Фев 2016 в 10:00

      Иван, спасибо за отзыв! А действительно, какой смысл делать супер-ребенка? Даже не спрашивая у него, а чего он на самом деле хочет…

      Ответить

  23. людмила
    27 Фев 2016 в 23:39

    Сколько полезной информации как для родителей, так и для бабушек! Я думаю что в подобной информации нуждаются многие. Вроде бы все знаем, но получить дополнительные знания не плохо. Когда у меня были маленькие дети, какие там методики! учились друг у друга. Сейчас столько всего полезного можно найти и использовать на пользу семьи, особенно деток.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      29 Фев 2016 в 9:59

      Людмила, конечно, информации сейчас море! Главное, не потеряться в ней, и не превратить раннее развитие в школу.

      Ответить

  24. Александр
    27 Фев 2016 в 22:00

    Всё в этом мире должно быть в балансе, в том числе и воспитание ребёнка. Как точно подмечено в статье, нельзя переусердствовать, а надо просто помочь ребёнку проявить свой талант, потому что он даётся каждому от рождения. Как это сделать, уже зависит от таланта родителей.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      29 Фев 2016 в 9:58

      Александр, благодарю Вас! Действительно, с детьми мы раскрываем и сами в себе новые таланты.

      Ответить

  25. Алевтина
    27 Фев 2016 в 20:12

    Конечно с детками нужно заниматься дополнительно, помогать им развиваться, но не лишать их возможности заниматься и играть самостоятельно, «на своей волне».
    Сейчас очень большие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Даже страшно становится, это целая мука для родителей и ребят. Так пусть хоть первые годы жизни идут по произвольной программе.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      29 Фев 2016 в 9:57

      Алевтина, спасибо за отзыв! Согласна с Вами полностью!

      Ответить

    • Развитие ребенка
      05 Май 2019 в 10:02

      С воспитанием главное не переусердствовать.

      Ответить