Шансонье всея Руси – это больше, чем поэт

7
высоцкий

Дорогие читатели, сегодня на блоге я предлагаю поговорить о Владимире Высоцком. Трудно найти в нашей истории человека, которого так бы любил народ, равно как и поэта, которого так обильно цитировали и при жизни, и десятилетия спустя.

В 70-80-е годы его песни звучали чуть не из каждого окна. Но и сейчас, когда Владимира Высоцкого нет рядом с нами уже скоро сорок лет, это имя не забыто. Его песенные миниатюры казались сиюминутными рифмованными шутками на злобу дня, но и сейчас воспринимаются как зарисовки с натуры. Это предназначение всего истинного, глубокого, — оставаться всегда востребованным, современным, нужным людям.

Он был коренным жителем столицы. Родился в ней 25 января 1938 года, потом много колесил по стране, но ушел из жизни тоже в Москве 25 июля 1980 года. Между этими датами достаточно короткая жизнь, но за те 42 года Высоцкий успел поразительно много. Его творчество дало собирательный образ героя того переломного времени.

Владимир Семенович был и талантливым актером, и тонко ощущающим ритмы времени поэтом. Не признанным официально, но щедро, широко любимым народом. У каждого из нас, дорогие читатели блога, есть свои заветные строки, свои избранные песни этого барда. Сегодня я вместе с вами снова окунусь в ту незабываемую атмосферу, мы вспомним основные вехи этой яркой судьбы.

где твои 17 лет

«Где твои 17 лет?»

Даже в краткой биографии Высоцкого часто упоминается, что артистические таланты у него проявились очень рано. Его мать, Нина Семеновна, вспоминала, что уже в двухлетнем возрасте сын любил декламировать длинные серьезные стихи. При этом обязательно забирался на какое-то возвышение, первой такой «сценой» был обычный табурет.

Увлечение театром было семейным, и мальчика впервые повели на спектакль, когда ему и трех лет не исполнилось. «После спектакля он рассказывал своим маленьким друзьям обо всем, что видел, рассказывал подробно, образно, и, где надо, с юмором», — рассказывала Нина Семеновна.

Отец будущего «шансонье всея Руси» (так коллегу называл Андрей Вознесенский) был военным связистом, дослужился до звания полковника. Мать – переводчик с немецкого. Отец воевал, а Володя с матерью два года, с 1941 по 1943-й, жили в эвакуации в Оренбургской области. Потом вернулись в свою коммуналку на 1-й Мещанской улице, к обычному быту тогдашней «среднестатистической» столичной семьи. Общий коридор, общая кухня и места пользования, один туалет на 39 комнат.

Два года (1947-1949) жил в Германии, туда отправили служить отца. Это произошло уже после расставания родителей и вторичной женитьбы отца. Когда вернулись в Москву, поселились в Большом Каретном переулке. Этому периоду посвящена песня о бесшабашных годах взросления, о сверстниках и достаточно опасных подростковых увлечениях: «На Большом Каретном».

Путь к себе

Учился в школе, занимался в драмкружке, но по настоянию родных для дальнейшей учебы выбрал Московский инженерно-строительный институт. Еще и специальность в духе запросов времени: механический факультет.

Правда, очень быстро осознал, что совершил ошибку. И тогда в биографии Владимира Высоцкого произошел первый резкий поворот. Эту историю родственники и коллеги, друзья поэта часто расписывали в красках, хотя и несколько расходились в деталях.

Высоцкий путь к себе

Несомненно одно: важное решение было принято в новогоднюю ночь на первое января 1956 года. Вместо того, чтобы бурно отмечать главный праздник года, Владимир усиленно готовился к первой сессии. Вместе с другом Игорем Кохановским корпели над чертежами. Шел второй час ночи, когда приятели, наконец, одолели это задание. Потом Высоцкий тоскливо окинул взглядом свой «шедевр чертежного искусства» и вдруг решительным жестом опрокинул на него остатки туши. Вариант развития событий: в качестве «орудия мести» был использован кофейный осадок. Но сути это не меняет…

С 1956 по 1960 год шла учеба в школе-студии МХАТа. Третий курс стал для студента Высоцкого критическим. Его намеревались исключить из учебного заведения, а формальной причиной было названо… отсутствие артистического и певческого голоса. Что называется, — без комментариев. Отстоял его тогда Павел Массальский, руководитель курса.

«Свой театр» — понятие очень весомое для актера. Кому-то везет сразу, другие, как Высоцкий, ищут его достаточно долго. Он скитался по разным сценам, метался в поисках достойной роли и руководителя, что его оценит. Но приходилось довольствоваться эпизодами и в театре, и в кино. Соответственно, и материальное положение было аховое, и настроение соответствующее.

В 1965-м был зарегистрирован брак с Людмилой Абрамовой, с которой он познакомился 4 годами ранее на съемочной площадке фильма «713-й просит посадку». Приведу достаточно длинную цитату из ее воспоминаний. Она точно характеризует ситуацию тех лет:

«Мы оба весьма обтрепанные, я с животом (ждала Никиту) приехали на большой эстрадны концерт в Летнем театре Эрмитажа и пошли по артистическим комнатам. Володя пел песни и предлагал их для исполнения. Мастера искусств пожимали плечами и только что не посылали его куда подальше. Наконец, мы добрались до комнаты, в которой готовился к выходу Кобзон. Он послушал Володю и сказал: «Никто твои песни петь не будет, но ты их будешь петь сам. Поверь мне, пройдет не так много времени, и ты сам станешь с ними выступать. А пока возьми у меня денег в долг – вернешь, когда появятся!»

таганка

Говорим «Таганка», подразумеваем «свобода»

Таганка занимает особое место в творчестве Владимира Высоцкого. Это были знаковые, даже мистические роли Хлопуши и Гамлета. Зрители редко задумываются о том, какой кровью дается настоящему актеру его влезание в образ героя. Сколько требуется нервной энергии, эмоциональных затрат, просто физических усилий.

Его Хлопуша достаточно длительное время висит на сцене, «опутанный» тяжеловесной цепью. Как вспоминали друзья и супруга артиста, он долго настраивался на каждый спектакль. Помимо всего прочего, надо было точно рассчитать натяжение цепи. Если она будет слишком слабо впиваться в оголенный торс, снизится «градус» эпизода. Если с силой натяжения чуть переборщить, есть риск попросту улететь в зрительный зал.

А в «Гамлете» он играл главную роль в последние дни жизни. В июле 1980-го, когда асфальт начинал плавиться от жары, он выходил на сцену в черном свитере рельефной ручной вязки. И все так же неистово, вразнос, не щадя себя искал истину:

А мы все ставим каверзный ответ
И не находим нужного вопроса

Поступить в театр ему помогла гитара, его песни, которые уже тогда начали набирать популярность. Потом Любимов часто позволял любимому исполнителю включать его песни в разные спектакли, они стали некой фишкой, особой отметиной театра.

Посмотрите, как актер со своей гитарой открывает и завершает празднование 15-летия театра на Таганке весной 1979 года. Лейтмотивом его посвящений стало слово «свобода»!

Их Величества Музыка и Поэзия

Говоря о творчестве в биографии Владимира Семеновича Высоцкого, многие в первую очередь вспоминают его шуточные зарисовки о представителях разных профессий или о бытовых коллизиях. Но даже эти «шутки-малютки» гораздо глубже, чем видятся на первый взгляд.

Как-то начинающего и не известного широкой публике барда вместе с другом по театру Вениамином Смеховым пригласил на празднование Нового года Вознесенский. Поначалу они чувствовали себя неловко в компании тогдашней светской элиты. Но тут хозяин пригласил всех в комнату с хорошей акустикой и предложил Владимиру спеть. Все песни принимались тепло. А для «Письма с выставки» пришлось делать паузу: Майя Плисецкая до слез хохотала, когда зазвучали строки:

Был в балете – мужики девок лапают.
Девки все, как на подбор, в белых тапочках.
Вот пишу, а слезы душат и капают. –
Не давай себя хватать, моя лапочка!

музыка и поэзия Высоцкого

Среди его первых сочинений было немало тех, что называли «блатными». Они и впрямь касались темы лишения свободы, ощущений и переживаний людей, что оказались за решеткой. Он сам говорил в концертах, что это вполне логично: в послевоенные времена подростки, юноши часто могли общаться с бывшими заключенными, это была одна из примет времени.

К его музыке и исполнительству профессионалы относились снисходительно, а то и откровенно негативно, считали их примитивом. А другие, напротив, говорили о широком голосовом диапазоне Высоцкого-певца. Сам он свои певческие таланты не преувеличивал, но очень обижался, когда так же пренебрежительно отзывались и о его поэтическом творчестве.

Немногие видели при жизни в его стихах профессиональные находки: образность, метафоричность речи, неожиданность сравнений, «двойное дно». Так, в зарисовке о Париже звучит: «Собакою на Сене восседал», — и не каждый с лету схватывает, что тут речь не о скошенной траве, а о парижской реке.

А помните его очень серьезную, даже с трагическим оттенком «Балладу об оружии»? Меня в свое время зацепила вот эта строка: «А мы во всеоружасе шагаем по планете».

Обратите внимание, какой емкий термин он сконструировал: «всеоружас»- это и лобовое «оружие», и фразеологизм «во всеоружии», и отсыл к корням «ужас», «ор», и все в одном компактном, бьющем прицельно слове… Красиво, мощно!

Потом, когда он уйдет из жизни, найдутся аналитики, которые внимательно присмотрятся к поэзии Владимира Семеновича. И окажется, что он не просто «шансонье», но действительно поэт с тонким восприятием слова, особым ощущением ритма и рифмы. Не зря многие его песни растасканы на цитаты. Мы улыбаемся, когда кто-то произносит: «Придешь домой – там ты сидишь», «О том, что, Ваня. Ваня, Ваня мы с тобой в Париже нужны как в бане… пассатижи» — и другие его афористичные строки.

Он экспериментировал с формой. Использовал рифмы на переносе слова: «Он начал робко с ноты «до», но не допел ее, не до… Не дозвучал его аккорд, и никого не вдохновил. Собака лаяла, а кот мышей ловил». И, обратите внимание: это ведь стих «Прерванный полет», полный тревожных предчувствий. Но, тем не менее, и тут он шутит над собой и миром, намеренно переходит на «бытовуху» с домашними животными.

Иногда прием с понижением тона еще более рельефен, как в строках, где отдает даже богохульством: «С неба грязь, словно Бог без штанов». И подобного «поэтического хулиганства» полно. Не стану ту перечислять все приемы, что он использует, приведу лишь еще один характерный пример. В стихотворении «Заповедник» поэт, с видимой легкостью, «шутя», насобирал более 40 определений хищникам!

высоцкий в поисках правды

В поисках правды

Часто сегодня вспоминаются его песни гражданского звучания и философские размышления, попытки осмысления смысла жизни и смерти, себя в этом мире. «Банька по-белому», «Охота на волков», «Маски», «Баллада о борьбе» и другие песни воспринимались «верхами» как вызов системе. А «снизу» его порой винили, что не борется в открытую, не вливается в ряды диссидентов – тогдашней формы творческой оппозиционности.

Он снова размышлял: «Мой финиш – горизонт, а лента – край земли»; «И вкусы, и запросы мои странны», «Я скачу, но я скачу иначе». Постоянно возникала тема даже не особенности, а особости, достаточно вспомнить хотя бы названия некоторых песен: «Иноходец», «Своя колея», «Мой Гамлет» и др.

В «Притче о правде и лжи» Высоцкий с горечью констатировал:

Часто, разлив по 170 граммов на брата,
Даже не знаешь, куда на ночлег попадешь.
Могут раздеть – это чистая правда, ребята, —
Глядь, — а штаны твои носит коварная Ложь.
Глядь – на часы часы твои смотрит коварная Ложь.
Глядь – а конем твоим правит коварная Ложь.

Хочется сегодня напомнить одну из его песен, которая и раньше звучала нечасто, а теперь многими забыта. «Тот, который не стрелял» — это тоже житейская притча о нравственном выборе. Непростом, мучительном, иногда самоубийственном.

А ведь были и другие военные песни, и «мирная» «Баллада про первые ряды»:

На короткой, незаметной шее
Голове удобнее сидеть.
И душить значительно труднее,
И арканом не за что задеть.

Был «Мой черный человек в костюме сером», обращение к самому себе, с заметным привкусом накатывающего отчаяния: «Хоть немного еще постою на краю». Пока он тонул в подобных мыслях, его нещадно ругали, что «далек от народа»: не отвечает на многочисленные письма поклонников, на западный манер одевается, женился на француженке, дает концерты за границей, рассекает по столице на шикарном Мерседесе…

Высоцкий и Марина Влади

«Вы – туда, а я – оттуда»

Критикам он отвечал: «Я вам пишу, мои корреспонденты, ночами песни — вот уж 10 лет». И не обманывал. Действительно, годами пребывал в жесточайшем цейтноте. Днем – репетиции и спектакли, съемки в кино, а фильмотека его составляет около 30 лент, среди которых такие кинохиты как «Вертикаль», «Стряпуха», «Служили два товарища», «Место встречи изменить нельзя». Добавьте к этому очень непростую личную жизнь, друзей. Последних он считал главными ворами времени: им не откажешь, и многие этим пользовались. Так что сочинительством и впрямь приходилось заниматься ночами, отрывая часы от сна, отдыха.

Отдельная тема – его взаимоотношения с женщинами, браки и разводы, увлечения и приключения. И ничего он не умел делать вполсилы. Взахлеб любил, на разрыв аорты пел, на высочайшем градусе эмоций играл. Это не могло продолжаться долго, никакой организм не выдержит такой постоянной нагрузки. Не секрет и увлечение актера алкоголем, а потом, в последние годы, и наркотиками.

Отсюда – клинические смерти еще до трагического финала 1980-года. В 67-м в личной биографии Высоцкого случилось самое яркое событие — он познакомился с французской актрисой Мариной Влади, в 70-м она стала его третьей женой. Она спасла его, когда летом 1969-го у Владимира пошла горлом кровь. И скорая подоспела вовремя, и врачи Склифа сработали профессионально. В тот раз все сложилось удачно: опоздай помощь буквально на несколько минут, все могло бы кончиться иначе. 18 часов длилась та схватка врачей за его жизнь. А по столице уже ползли слухи о его уходе…

Атмосферу «на краю», «по лезвию», «по-над пропастью» очень точно передает песня «Я несла свою беду» в исполнении Марины Влади.

Потом Андрей Вознесенский написал по этому поводу шуточный реквием в стиле Высоцкого. Там были строки «Вы – туда, а я – оттуда» — потом они стали расхожей шуткой друзей из окружения актера.

Но ему становилось не до шуток. Тревога накатывала все чаще и все плотнее. «В саван белый одета планета. Люди, падая, бьются об лед…» «И сверху лед, и снизу лед, болтаюсь между» — ощущение «капкана» нарастало.

Жизнь — алфавит, я — где-то
Уже в «це», «че», «ша», «ще»,
Уйду я в это лето
В малиновом плаще.

25 июля 79-го, ровно за год до трагической развязки, снова случилась остановка сердца — на концерте в Алма-Ате. По счастью, в зале оказался врач. Ему снова помогли. Потом медик постоянно дежурил за кулисами во время выступлений, а коллеги тянули паузу, если Высоцкий задерживался с выходом на сцену, все понимали, что ему делают уколы, по сути, это были мини-реанимации. Но последняя, 25 июля 1980-го, оказалась бессильной…

Дорогие читатели, я прекрасно понимаю, что очень много событий жизни Владимира Семеновича осталось за скобками этой статьи. Она была короткой, но чрезвычайно насыщенной. Даже не верится, что человек мог так много успеть сделать, пережить, перечувствовать. Наверное, мы еще не раз вернемся к этой необъятной теме – Высоцкий.

Было бы интересно узнать, что это имя значит в вашей жизни. Поделитесь рассказами о том, как его творчество повлияло на вас или ваших близких, как произошло первое знакомство с песнями или ролями.

По счастью, нам остались его песни, фильмы, записи спектаклей и редкие пленки встреч в дружеском кругу. Есть несколько книг, посвященных его судьбе и творчеству. Но главное: наша с вами память, любовь, сопереживание. Значит, все было не напрасно, он успел посеять в душах людей те зерна добра, что дали нужные всходы.

Я благодарю читателя моего блога Любовь Миронову за помощь в подготовке этой статьи.

Смотрите также

Ваш отзыв

Ваш E-mail не будет опубликован.

Я даю согласие на обработку личных данных и принимаю политику конфиденциальности

7 комментариев

  1. Андрей
    22 Июн 2018 в 15:36

    Трудно подобрать какие-либо слова про Владимира Высоцкого, которые уже небыли сказаны. О таком Великом человеке и не нужно ничего говорить, его нужно слушать…

    Ответить

  2. Ирина
    07 Ноя 2017 в 21:18

    Талантливый до безумия в хорошем смысле.
    Не перестаем наслаждаться его работами в кино и музыке по сей день. Жаль, что ушел так рано.

    Ответить

  3. Ольга Парфенова
    06 Ноя 2017 в 6:50

    Его ни когда не забудут. Такой голос и талант!!!

    Ответить

  4. Александр
    06 Ноя 2017 в 2:48

    До хрипоты звенят лады, а связки рвутся струнам подражая! Стальной характер не приемлет мзды, бескомпромиссно язвы общества вскрывая.

    Ответить

  5. Татьяна
    05 Ноя 2017 в 21:31

    Никто не может петь песни Высоцкого кроме Марины Влади.Кто-то его копирует,кто-то старается спеть по-своему.Но мне еще ни разу не удавалось послушать удачное исполнение.В ее голосе есть все,и от того комок в горле ,когда ее слышишь.Спасибо Ирина за выбор песни.

    Ответить

  6. Elena
    05 Ноя 2017 в 16:46

    Такие люди долго не живут, так как не щадят себя. Высоцкий Владимир имел много талантов и многое хотел сделать, поэтому работал и жил на износ! Вечная память и низкий поклон Великому Человеку! Спасибо за статью! Удачи!

    Ответить

  7. Татьяна
    05 Ноя 2017 в 12:32

    Высотский-символ свободы шальной ,озорной бесшабашной,справедливой.Легенда не может уйти по-другому из жизни.Я читала книгу о нем и поняла,что он жил как хотел.Его
    ничего не сдерживало.Это стихия,ураган.И Марина Влади не могла не влюбится в него.
    Старым я его не представляю.

    Ответить