Ах, эти бабушки! Кому доверить воспитание ребенка?

62

Дорогие читатели, сегодня на блоге мы с вами поговорим о воспитании наших детей. Кому можно доверить этот мудрый и не простой процесс воспитания? И знаете, что я сразу вспомнила? Не так давно перечитывала книгу Нила Дональда Уолша «Разговор с Богом», так вот, автор как раз и говорит о том, что молодые родители еще не готовы сами воспитывать детей. И неслучайно ведь раньше в больших семьях воспитывали детей в основном люди старшего поколения. Они мудрее, у них больше опыта жизни.

Но времена меняются, меняются условия проживания. Все больше молодежь живет сейчас самостоятельно. В этом есть, конечно, свои плюсы, как и минусы. Так что же с воспитанием наших детей? Кому можно доверить его? Размышлять на эту тему будет ведущая рубрики Счастливый ребенок Анна Кутявина. Передаю слово Ане.

Кому доверить воспитание ребенка?

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! И опять мы с вами поднимаем очень неоднозначную и сложную тему. Кому же можно доверить воспитание драгоценного чада? «Годятся» ли на эту роль бабушки и дедушки, и как понять друг друга и объединиться для общего дела? Обо всем этом мы и поговорим в сегодняшней статье.

Молодо – зелено?

Пока мы молоды, нам кажется, что весь мир у наших ног. Мы можем все! И уж тем более, лучше всех на свете знаем, как правильно вырастить собственного ребенка. Тем более, в наше время, когда вся необходимая информация есть в свободном доступе. Пожалуйста, бери книги, изучай вебинары, пользуйся! И уже совсем не обязательно звонить к маме, когда младенец отказывается есть или не может уснуть. Можно напрямую спросить у гугла, и он выдаст множество вариантов. Выбирай и действуй, хочешь по Комаровскому, хочешь – еще по кому-то. Недостатка в знаниях просто нет.

Второй вопрос, что во всей этой жизненно важной информации совсем несложно потеряться. И даже забрести не туда. И вот уже молодая мамочка ловит себя на мысли, что сегодня полдня сидела в интернете, скачивая и распечатывая материалы для развивающих занятий. Складывая их в толстую папку под названием «Изучить». А ребенок в это время просто засел за планшетом или мультиками. Развивается, как может. Пока мама занята «высокими материями».

Конечно же, я не хочу кого-то обвинять или уличать, Боже упаси. К тому же, и сама частенько этим грешу, перезаливая «очень полезные» вебинары, которые непременно надо прослушать, из одной папки в другую. А затем просто удаляя их по причине недостатка свободного места на диске. Но сейчас я уже более разборчива, гораздо. И в воспитании ребенка не бросаюсь на каждое новое веяние, как бык на красную тряпку. Все же «много» – не равно «хорошо». И мы все это знаем, правда?

И опять вспоминаю милые сердцу картинки из фильмов прошлых лет. Где большие семьи жили под одной крышей. Молодые работали и учились у старших всему – и ладу в семье, и пестованию младенцев, и вообще культуре взаимоотношений. Старики же, в свою очередь, нянчили внуков-правнуков, передавая им свою уже умудренную годами любовь. И никакие садики не были нужны в таких семьях.

Не хочется идеализировать, но сейчас ведь все иначе. И современное понятие «семья» вмещает в себя сначала двух, потом трех, максимум четырех человек. Мама, папа и ребенок. Или два. И все. А бабушки-дедушки – это уже просто родственники. К которым можно зайти на чай, если позволяет расстояние. Или приехать на выходные. Или просто «забросить» детей на недельку, чтобы побегали и подышали свежим воздухом. Как-то так.

Сейчас мы, молодые родители, чувствуем себя умнее и самодостаточнее, чем было когда-то. Мы умеем огрызаться, если что-то идет не так, и бабушка учит внука читать «не по методике». Или высмеиваем ее желание помочь, укутав чадо шарфом до самых ушей. А что, ведь мама – это я. Я лучше знаю, что нужно моему ребенку. Конечно, правда в этом однозначно есть. Но стоит ли так категорично отвергать заботливо предложенную помощь? Даже если она не входит в наше понимание «так надо»?

Почему бабушки все делают по-другому?

А ведь они и правда хотят как лучше. Из собственного понимания и опыта. Зачастую верного. Почему же нас так раздражает, когда нас поучают? На это есть много причин, но главная из них – все же эмоциональная незрелость самого родителя. Именно она проявляется в желании показать всем, что вот я – умею, я лучше знаю! Я права, а вы – нет. И не стоит трогать моего ребенка, только хуже сделаете!

Если же мама достаточно взрослая в психическом плане, она не станет ограничивать общение бабушек-дедушек и внуков. Да, может, она соберет общее собрание, и попросит всех, кто принимает участие в воспитании драгоценных чад, придерживаться общей стратегии. Что никаких конфет перед ужином и мультиков вместо прогулки. И что во время истерики не охать и ахать, а просто немного отойти в сторонку, не предлагая ребенку каких-то подарков и бонусов. То есть главные моменты, которых должны придерживаться все, во благо тех же детей.

В остальном же здорово, когда бабушки и дедушки будут вести себя по-другому с ребенком, не так, как родители. Пусть они проявят творчество и изобретательность, поделятся с детками своими историями и играми, мыслями и опытом. Разве это – плохо? Скорее, наоборот. К тому же, ребенок, который умеет с ранних лет взаимодействовать и общаться с людьми из разных поколений, наверняка вырастет более коммуникабельным и приспособленным в жизни.

Бабушки однозначно все делают иначе. Хотя бы потому, что у них другой жизненный опыт и понимание ситуации. Они больше повидали на своем веку, стали более размеренными и спокойными по сравнению с молодежью. Они уже больше ценят простые радости в жизни, будь то мороженное в парке вместе с внуком или прочитанная ему же сказка перед сном. А еще – они реально больше переживают за наших детей! И та гуляющая по просторам интернета шутка, что бабушка все опасности и трудности, лежащие перед ребенком, видит под увеличительным стеклом, имеет долю истины. Но, опять-таки, цели за всем этим стоят тоже исключительно благие.

Конечно, можно жаловаться на то, что все не так. И дети приезжают от бабушки избалованными и капризными. Но так ли в этом виновата сама бабушка? Или, может, стоит посмотреть на ситуацию с разных сторон, наладить собственный контакт с ребенком, научиться быть с ним ближе и роднее?

Каждый выбирает для себя сам. Мой же выбор очевиден. Детям необходимо общение со старшим поколением! Хотя бы потому, что мама с папой, какими бы умными и «продвинутыми» не были, не могут рассказать таких реальных историй из жизни, которые знает дедушка. Или вместо бабушки испечь фирменный пирог. Продукты могут быть те же, конечно. Но вот уже «бабушкиным» он дома никогда не получится.

Так уж вышло, что мы с семьей живем далеко от бабушек и дедушек. С одними сын видится раз в два-три месяца, со вторыми – несколько раз в теплое время года. А остальное время просто «разговаривает» с ними по телефону, забывая порой, как они выглядят на самом деле. И я не могу сказать, что это – наилучшая модель отношений для ребенка. Просто так сложились обстоятельства у нас. И жаль, если честно.

Гармоничное воспитание ребенка – кому доверить и как договориться?

И вот мы подбираемся потихоньку к кульминации нашей статьи. Реально ли гармонично воспитывать чадо, не изолируя его от старшего поколения и не впадая в другую крайность и передав бабушке внуков совсем? Вполне! Что же для этого надо? Не так уж много.

Советы мамам и папам по воспитанию детей:

Учитесь договариваться. Люди, живущие в семье, априори должны быть дипломатами. Иначе просто хорошие отношения не выстроишь. Так и с бабушками и дедушками. Просто поговорите о том, что вас волнует больше всего. Четко очертите свою позицию и взгляды, выслушайте мнения и советы старших. А вдруг вы откроете для себя что-то действительно ценное и стоящее? И непременно найдите компромисс, который устроит всех.

Помните, что у вас – общая цель. Не показать, кто круче и больше знает. Не доказать что-то соседкам и подругам. А воспитать счастливого ребенка. Разве не в этом мы едины? И разве не стоит ради этого отказаться от категоричности и даже в чем-то – эгоизма?

Возьмите на себя ответственность. Да, ребенок, которого вы воспитываете – ваш. И отвечаете за него вы, а не бабушки и дедушки, воспитатели и педиатры. Только вы. Исходя из такой позиции, гораздо проще становится выбирать модель поведения с малышом, строить взаимоотношения. И делегировать необходимые функции.

Работайте над собой. Это непросто. Но такой труд души дает действительно ценный и стойкий результат. Если что-то или кто-то вас раздражает, пугает, угнетает – вопрос, скорее всего, не в окружающих людях. Просто это «что-то» задевает именно вас. И с этим как раз и надо работать, не покладая рук.

Учитесь терпению. Да, наши взгляды на жизнь часто не совпадают. Но ведь двух совершенно одинаковых личностей не существует в природе вообще! Не говоря уже о том, чтобы найти их в пределах небольшой семьи. Наоборот, в разности и есть целая масса преимуществ! Всегда можно учиться друг у друга, советоваться, поддерживать стремления других. Это то, что блестит. Но есть и обратная сторона. Наверняка, есть качества, которые вам не нравятся. Но они ведь есть и у вас! А, значит, можно принимать их с терпением и любовью. И быть благодарным.

Будьте благоразумны. Среди утверждений «все правильно» и «все счастливы» — что вы выберете? Лично я точно второе. Кому нужна правильность, если при этом страдают близкие люди? Иными словами, если ребенок таки выпросил у бабушки мультик, а вы точно знаете, что он вреден для психики малыша, — так уж стоит ругаться и резко все делать «как надо»? Или, может, стоит позволить себе сегодня неидельный день? Просто подумайте об этом, хорошо?

Я твердо убеждена, что отношения между бабушками и дедушками и молодыми семьями могут быть не просто хорошими, но замечательными! Ведь это просто кладезь тепла, любви и взаимопомощи. Стоит ли лишать детей такой радости?

В любую минуту, каждый миг помните о любви. Которая больше, чем мы с вами. И в то время, когда она наполняет не только наше сердце, но и все пространство вокруг, вопрос о том, кому доверить своих деток, отпадает сам. Ведь мы уже знаем на него ответ, правда? Так почему бы не довериться волшебному потоку любви и благодарности?

Я желаю вашим семьям добра, счастья и чудесных взаимоотношений! И пусть всегда в них правит любовь! Тогда все обязательно, непременно будет хорошо! Радости вам и вдохновения от Бога!

Анна Кутявина, психолог, журналист, сказочница, поэт, любящая жена и счастливая мама маленького Юрика, автор сайта Сказочный мир Мои группы в контакте: https://vk.com/yarmarka_sudeb и https://vk.com/skazochniy_mir

Я благодарю Аню за тему. Будем рады услышать ваши комментарии. И для души мы с вами послушаем сегодня песню Золотая свадьба. Исполнит ее ансамбль «Кукушечка» и Р. Паулс. Такие трогательные малыши, такая песня замечательная, думаю, все дети ее знают. Вот захотелось еще и еще раз послушать дать всем нам.

Смотрите также

Ваш отзыв

Ваш E-mail не будет опубликован.

Я даю согласие на обработку личных данных и принимаю политику конфиденциальности

62 комментария

  1. Инна
    24 Апр 2018 в 13:09

    У автора статьи бабушки далеко живут, вот ей и кажется, как было бы прекрасно жить близко. Но когда бабушка каждое утро возникает на твоём пороге, а потом вечером ещё раз, и весь день названивает «как малыш покушал? А как покакал?», так как ей хочется быть нужной, а тебе это только лишний стресс, то начнёшь мечтать о том, как хорошо жить далеко друг от друга и только в гости иногда наведываться.

    Ответить

  2. Елена
    18 Май 2016 в 21:28

    А я ничего не имею против того, чтобы дети проводили время с бабушками и дедушками. Однозначно, нечему плохому они не научат. А если и балуют, то совсем немного…

    Ответить

  3. Сергей
    18 Май 2016 в 10:40

    Читаю вот и здесь — опять вижу эти сплошные «телячьи нежности». Женский контингент — он и так, да и сяк спорит и советует — ну как же и кому своё чадо воспитывать? Самой ли мне, или бабушкам доверить? О чём вы, дамы? Дайте дитю свободу, жизнь его как надо сама воспитает! У меня только так — и поголовно все крепкими и телом и характером растут! А не какими-то … (извиняюсь)

    Ответить

  4. Лидия (tytvkysno.ru)
    17 Май 2016 в 14:32

    Да, я читаю, что основное воспитание детей должно возлагаться на родителей. А бабушки это только, как необходимая помощь. И, конечно же, общая тактика должна быть соблюдена.

    Ответить

    • Алексей
      17 Май 2016 в 20:03

      Эх, не всё так просто, как вы считаете!
      Вот мы, родители, с 6 утра и до самого позднего вечера каждый день на своих работах вынуждены пропадать. Дети — один ребенок в детсад его отвозим, второго в школу. Затем они у бабушки с дедушкой остаются. Мы порознь живем. Вместе проблемно. Забираем детей к себе уже сонными, только в ночь. О каком воспитании нами (родителями) тут речь может идти? И изменить что либо в нашем случае просто нереально

      Ответить

      • Анна Кутявина
        19 Май 2016 в 22:17

        Да, случаи разные бывают, и такое тоже не редкость в наше время.

        Ответить

  5. Ольга Андреева
    16 Май 2016 в 21:51

    Очень хорошая статья и актуальная. Я тоже бабушка, стала ею в 40 лет. Внучке сейчас уже 7 лет. Первое время дети жили с нами, помогали им и материально, потому что они молодые оба, только поженились после окончания коллежа. И помощь нужна была, и советы тоже, так как опыта у них не было совсем в воспитании ребенка.
    Внучку очень люблю. Сейчас мы живем недалеко друг от друга. Внучка почти каждые выходные у нас проводит. Конечно, я полностью согласна с автором статьи, что в воспитании ребенка нужна одна общая цель , чтобы ребенок вырос здоровым и счастливым. И родители не должны полностью перекладывать свою ответственность за своего ребенка на бабушку. Они за него в ответе. А мы, бабушки, просто любим своих внуков, помогаем детям ,даем советы, если считаем, что они поступают неверно.
    Я очень рада общению со своей внучкой. И ей нравится вместе со мной гулять, беседовать, узнавать новое. Мы и читать научились с ней в 5 лет, сейчас она хорошо учится, ходит в художественную школу,растет очень доброй и общительной девочкой. И я рядом с ней просто чувствую себя молодой и счастливой. А родители просто рады, что у нас такие отношения теплые. Надеюсь, что со временем они не изменятся.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      19 Май 2016 в 22:16

      Ольга, спасибо за отзыв!

      Ответить

  6. Хуторная Елена
    16 Май 2016 в 9:10

    Конечно, мы не всегда согласны с бабушками и дедушками, они что-то делают, что нам не нравится, но я тоже думаю, что это не повод ограничивать их общение с внуками или корректировать их так, чтобы они все делали «как надо». В конце концов, ребенку тоже нужен разный опыт общения, взаимодействия, у одних взрослых он учится одному, у других другому. И нам, самим взрослым, действительно нужно иногда обратить внимание на проблемы, которые всплывают от общения ребенка с бабушками и дедушками, потому что скорее всего их все равно придется решать. Так что просто нужно правильно относиться и к этому тоже, и тогда точно все будет хорошо.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      19 Май 2016 в 22:15

      Елена, поддерживаю Ваше мнение.

      Ответить

  7. Арина Широкова
    14 Май 2016 в 0:19

    Конечно хорошо, когда дети общаются со всеми членами семьи, но, не всегда это просто даётся. У каждого свои манеры и представления о воспитании и придерживаться одной линии не все хотят. И порой видишь, что родители не правы, но это же их ребёнок. Ответственность в первую очередь на них. А бабушки с дедушками на подхвате.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      19 Май 2016 в 22:13

      Арина, а ведь так и есть…

      Ответить

  8. Таисия
    13 Май 2016 в 20:41

    Я тоже люблю очень своих внуков, конечно, мы помогаем детям, берем внуков на все лето. Но все равно дети должны быть при родителях, ведь детей заводят для себя, а не для бабушек-дедушек. А взрослые наши дети должны прислушиваться к советам своих родителей и воспитывать их сами.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      19 Май 2016 в 22:12

      Таисия, спасибо Вам за отзыв!

      Ответить

  9. Елена Касатова
    13 Май 2016 в 11:22

    Да, некоторые комментарии меня удивили… Я тоже стала бабушкой в 42 года. Это такое счастье. Сейчас у нас уже их двое — внучка и внук. Мы не отказываемся помогать, это в радость. Я всегда говорю, что это мы в них нуждаемся, а родители, даже если не будет помощи со стороны бабушек и дедушек, справятся в любом случае. А на счёт воспитания — конечно, основная доля ответственности должна лежать на родителях, а мы только корректируем кое-что в силу своего жизненного опыта и подсказываем.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      19 Май 2016 в 22:11

      Елена, мне, например, как молодой маме, всегда очень здорово, когда есть кому подсказать не из теории, а из реального опыта.

      Ответить

  10. Анна
    13 Май 2016 в 9:09

    Детей рожают для себя, а не для бабушек. Увы, многие молодые это не понимают. Хотят сбросить ребенка на руки бабушки и жить дальше так, как будто у них нет ребенка.
    Бабушка может помочь, но и только. Воспитанием драгоценного чада должны заниматься родители. Ребенок должен ходить в детский садик.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      19 Май 2016 в 22:10

      Анна, я уже писала, что согласна с таким подходом. И у нас дома вот тоже так же.

      Ответить

  11. Sharaf
    12 Май 2016 в 23:18

    Спасибо за статью. Я четырежды бабушка а статья все равно уместна. Молодежь моя пытается воспитывать детей по новым канонам, я соглашаюсь , но делаю по своему :).

    Ответить

    • Анна Кутявина
      19 Май 2016 в 22:09

      Спасибо Вам за отзыв!

      Ответить

  12. Татьяна
    12 Май 2016 в 19:32

    У меня пятеро внучат: две внучки и три внука. Я счастлива, что мой дом полная чаша. Мы с мужем помогаем воспитывать внучат, хотя растили своих детей сами. Бабушки и дедушки жили очень далеко от нас, ездили мы к ним только в отпуск.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      19 Май 2016 в 22:08

      Татьяна, как чудесно, когда такая большая семья!

      Ответить

  13. Людмила
    12 Май 2016 в 18:58

    Конечно сейчас можно найти любую информацию в сети, но теория бывает далека от практики и тут неоценим опыт старшего поколения, да и не только опыта, часто у молодых родителей времени не хватает и терпения. Хорошо когда есть взаимопонимание в семье, это наверное самое главное, тогда отношения выстраиваются гармонично и у родителей с детьми, и у бабушек с внуками.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      19 Май 2016 в 22:07

      Людмила, полностью согласна! Спасибо!

      Ответить

  14. Елена
    12 Май 2016 в 18:20

    Мои сейчас так далеко от меня. очень скучаю о внучках. Надеюсь скоро навестят бабушку.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      19 Май 2016 в 22:06

      Елена, здорово, что есть хорошие отношения. И есть кого ждать

      Ответить

  15. Людмила
    12 Май 2016 в 17:30

    У меня единственная внучка, ей 7 лет, в основном ее воспитывают родители, я на подхвате, привести, увести, забрать из бассейна. Школа на мне на следующий год еще будет. Мне кажется, у нас с ней взаимопонимание, воспитана мамой так, что больше и не требуется. Я ее просто люблю. Ирина, дизайн сайта радует глаз, просто замечательно! Молодец, здорово!

    Ответить

    • Анна Кутявина
      19 Май 2016 в 22:05

      Людмила, здорово!

      Ответить

  16. Ирина
    12 Май 2016 в 15:10

    Сергей и Анна, вы меня простите, но я не могу такое читать… удаляю все… нельзя так.. Это блог, мое лицо… Можно одни и те же мысли сказать по-разному… Здесь не площадка для оскорблений…

    Ответить

    • Анна
      12 Май 2016 в 18:50

      Ирина, в моих мыслях — оскорблений нет! Поэтому текст свой повторяю. Ну а что касательно Сергея — и правильно, что удалили. Не согласен со «стервозностью» (а она ведь сейчас общепринята!) — так пусть выражается деликатнее.
      ИТАК, повторяю своё:
      Пусть дети своих детей сами воспитывают. Я как бабушка хочу себя любить и только для себя жить! Нечего обременять ещё и внуками. Я ещё молодая, всего-то 40 с хвостиком. С мужем разошлась, теперь отдыхаю, в домах отдыха и санаториях постоянно, там еще и роман курортный заведу — это всё по мне. Хватит, дитё у меня есть, вот и достаточно. Внуков я не приму, пускай сами растут как хотят. Так что оставьте таких как я в покое!

      Ответить

      • Ирина
        13 Май 2016 в 7:29

        Аня, нюансы в комментариях ваших чуть изменились. Оставила я его… Конечно, ваше право жить, как хочется вам…. Свои мысли я высказала в ответе Сергею….

        Ответить

      • Анна Кутявина
        19 Май 2016 в 22:04

        Анна, это Ваше право.

        Ответить

    • Сергей
      13 Май 2016 в 7:16

      Прошу прощения если выразился жёстко и кого-то оскорбил. Но, право, накипело!
      Повторю всё же — гораздо мягче. Внуки наши — это наше счастье, наши родные кровиночки. Взрослым, в том числе и бабушкам, нужно всё сделать, возможное и невозможное, чтобы им во всём помогать. Считаю, что в первую очередь нужно вот этим озабочиваться, а не собой-любимой восторгаться-заниматься. Разве я в этом не прав?

      Ответить

      • Ирина
        13 Май 2016 в 7:27

        Сергей, вот видите, одно и тоже в мысли можно сказать по-разному… Ведь правда? Я абсолютно с вами согласна. Не представляю себе жизни без заботы о детях… внуков у нас еще нет… И детям своим так хочется дать именно тепло, заботиться о них, знать, что всегда на нас можно положиться… И сейчас столько они всегда спрашивают- просто совет им нужен. И эти разговоры по душам мне дорогие так, что просто не передать… Но кто-то живет и с другими установками. И мы с вами их не переучим… Поздно уже часто… Быть может, жизнь все расставит по местам… А думаю, что именно расставит…. И быть может, придет и мудрость, кто его знает.. Дай Бог, как говорится….

        Ответить

  17. Ирина
    12 Май 2016 в 15:09

    Сергей и Анна, вы меня простите, но я не могу такое читать… удаляю все… нельзя так.. Это блог, мое лицо… Можно одни и те же мысли сказать по-разному… Здесь не площадка для оскорблений…

    Ответить

  18. Елена
    12 Май 2016 в 14:24

    Разумная статья… но очень удивили комментарии ниже…даже не так…шокировали… и напрочь отбили желание что либо обсуждать… единственное, что могу сказать: бабушки и дедушки — это именно тот мостик, который соединяет поколения, именно они передают традиции конкретной семьи, а нет традиций — нет семьи. И естественно, нужно договариваться… а как без этого? а то не дай Бог вырастет такое избалованное и самовлюблённое чадо, как пара комментаторов ниже…

    Ответить

    • Ирина
      12 Май 2016 в 15:12

      Лена, я тоже вот с работы пришла, прочитала… да, шок.. удалила все…

      Ответить

    • Сергей
      13 Май 2016 в 7:10

      Вы здесь не правы, Елена.
      Избалованное и самовлюбленное чадо — это НЕ «пара комментаторов», а лишь одна та молодая бабушка, у которой «всего-то 40 с хвостиком».
      Я же к этой категории не отношусь, к счастью.

      Ответить

  19. Сергей
    12 Май 2016 в 13:52

    Ах ты стерва самовлюбленная! Ишь ты, ей видишь ли самой пожить хочется, лишь для себя любимой. Да надо всем все последние силы свои своим родненьким внучатам отдавать, превозмогая всё и вся! Они же кровиночка твоя, эй ты — тварь гнустная!
    Была бы моя воля — так тебя и тебе подобных я бы не задумываясь как гнид по раздавливал, порастрелял! Стерва поганая, не жить тебе счастливо!

    Ответить

  20. Андрей
    12 Май 2016 в 13:03

    Воспитываем сами и считаем, что родители должны сами воспитывать. Бабушки много позволяют детям и почти нет строгости.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      19 Май 2016 в 22:02

      Андрей, я тоже считаю, что ответственные за детей все же только родители. Но здорово, когда бабушки и дедушки могут подарить общение внукам.

      Ответить

  21. Екатерина
    12 Май 2016 в 12:36

    Я тоже бабушка. Очень люблю своих внуков! Много с ними занимаюсь и играю. И не представляю как можно не доверять бабушкам. Молодые родители, будьте благоразумны! От бабушек только польза детям и помощь родителям. Спасибо за правильную статью.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      19 Май 2016 в 21:53

      Екатерина, согласна с Вами!

      Ответить

  22. Виктор
    12 Май 2016 в 9:13

    Совершенно верно здесь Анна заметила: «детям необходимо общение со старшим поколением!». У нас это так — и это замечательно! Бабушка с дедушкой в заботе-воспитании внуков «задействованы по полной». Что только во благо и в радость — и тем и другим

    Ответить

    • Виктор
      14 Май 2016 в 9:45

      Кстати, вот что одна моя знакомая-бабушка , говорит. По-моему — очень правильно!
      (это в контраст высказываний Анны «40 с хвостиком»; см. выше)
      = Внуков дождалась… теперь помирать не страшно! Вот только в садик отведу и всё! Нет, в школу тоже надо вести, ну и всё! Хм… а ведь на выпускной охота попасть, а потом и несите! ))) Опа! А как же женить без меня будут?! Опять я! А правнуков кому нянчить, опять мне! Придётся до ста лет жить )))

      Ответить

    • Ирина
      14 Май 2016 в 9:51

      Виктор, думаю, для всех нормальных …. бабушек это очень близкие мысли и замечательные… И ради внуков и правнуков, именно чтобы увидеть, подарить им свое тепло и Любовь и жизнь продолжается… И продолжается именно полноценно… !!!!

      Ответить

    • Анна Кутявина
      19 Май 2016 в 21:52

      Виктор, здорово, что у Вас так все! Спасибо за отзыв!

      Ответить

  23. Руслан
    12 Май 2016 в 8:29

    Особенно понравилась фраза — «а ребенок в это время просто засел за планшетом или мультиками…» как это верно, как не раз ловил себя на таком же…
    С автором согласен полностью — все верно. Нужно договариваться, и все это должны понимать, также бабушкам и дедушкам нужно смириться, что в этой ситуации «главные» уже их дети!

    Ответить

    • Анна Кутявина
      13 Май 2016 в 15:12

      Руслан, спасибо за отзыв! Да, нам надо быть дипломатами, всегда

      Ответить

  24. Надежда Введенская
    12 Май 2016 в 0:22

    Я сама воспитывала детей. Бабушки и дедушки жили далеко. И особой беды в этом не вижу. Наоборот, это научило меня быть организованной и отвечать за все и всех.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      13 Май 2016 в 13:49

      Надежда, у нас тоже бабушки-дедушки далеко, больше сами. Конечно, организованной быть приходится, хотя это всегда надо. А вот просто общения со старшим поколением, вижу, сыну не хватает.

      Ответить

  25. Ирина
    11 Май 2016 в 23:11

    Тема, действительно, непростая. И без договоренности здесь не обойтись.Только вот так непросто бывает договориться.
    У меня две внучки, одна дочкина, вторая у сына. Старшая с рождения росла со мной.Я работала, но успевала помочь.Не было у молодых бессонных ночей, больничного у дочери.Родителей я никогда не пыталась заменить.На работе насмотрелась, сколько проблем от этого бывает в семьях.
    Просто ребенка мне доверяли, даже вопрос об этом не стоял.
    А вот с семьей сына — совсем другое дело. Там авторитет — мама снохи. А я без разрешения даже на руки не могла взять малышку. Не так, не тогда. Хорошо, что редко ездила , живут в другом городе. Это и спасло от конфликтов.
    Моим внучкам повезло с родителями.Они растут в любви и заботе. Меня это радует.А вот успеть побаловать, потискать хочется! Очень уж быстро внучки растут!

    Ответить

    • Анна Кутявина
      13 Май 2016 в 13:41

      Ирина, да, детки растут очень быстро! И вот как действительно по-разному все бывает…

      Ответить

  26. Ирина
    11 Май 2016 в 23:01

    Очень редко у нас бывают разногласия с родителями т. е. с детьми, они нам полностью доверяют внуков. Со старшими внучками мы подруги, а младших домой не выгонишь, почти постоянно с нами.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      13 Май 2016 в 13:38

      Ирина, чудесно, когда такие отношения!

      Ответить

  27. Надежда
    11 Май 2016 в 22:37

    Кто будет воспитывать детей и кому доверять, всё зависит изначально от взаимоотношений между самими взрослыми, насколько они могут меж собой сосуществовать и договариваться, потому что затем взрослые — своё отношение к жизни и на детях отрабатывают.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      13 Май 2016 в 13:36

      Надежда, согласна с Вами! Все начинается с нас!

      Ответить

  28. Ирина Рыбчанская
    11 Май 2016 в 22:17

    Здравствуйте Анна и Ириша!
    Тема мне очень близка — я сама бабушка теперь уже трех внуков. Мой сын женился во второй раз на женщине с ребенком — девочкой 14 лет. Так что у меня прибавление внуков… радостное, потому что пока у нас с юной леди очень хорошие дружеские взаимоотношения.
    Мои внук и внучка с нами все праздники (вместе с папой, новой сестричкой и мамой-Витой), на всех каникулах. Их родная мама спокойно отдает их нам с мужем — нам радостно, а ей — легко и не обременительно… Со внуками мы дружим, стараемся привить им любовь к творчеству, чтению, искусствам. Успехи пока переменные, но мы не сдаемся и вместе с детками стремимся развиваться, творить, жить…

    Ответить

    • Анна Кутявина
      13 Май 2016 в 13:35

      Ирина, здорово!!! Спасибо, что поделились!

      Ответить

    • Ирина
      13 Май 2016 в 18:54

      Ириша, я знаю, что с вы с мужем замечательные и и родители, и ка бабушка с дедушкой ну столько столько всего делаете… Здорово, что такие замечательные отношения… и дело ведь не в успехах… Просто в огромном желании дарить своим внукам свою Любовь, и вот так время проводить … Именно душевное наполнение важно и наша любовь и тепло…

      Ответить

  29. Александр
    11 Май 2016 в 22:10

    Добрый день, Ирина. Каждое следующее поколение ставит под сомнение опыт предыдущего. Ничего тут не поделаешь, в этом — двигатель прогресса. Но! «Будьте благоразумны», «Работайте над собой» — как Вы бесспорно правы в своей статье. Мое Вам глубочайшее уважение.

    Ответить

    • Анна Кутявина
      13 Май 2016 в 13:34

      Александр, спасибо Вам за отзыв!

      Ответить