Эдвард Григ — певец скандинавских легенд
10Дорогие читатели, сегодня мы продолжаем разговор в рубрике Влияние музыки на человека. Я приглашаю вас окунуться в мир романтики. Мы познакомимся с эпохой романтизма и музыкой норвежского композитора Эдварда Грига. Приглашает нас в такое путешествие Лилия Шадковски, читательница моего блога, учитель музыки с огромным стажем. Те, что часто бывают на блоге, знают Лилию по некоторым статьям.
Нас очень радует ваш отклик. Спасибо огромное Лилии за ее интересные рассказы. И очень советую послушать музыкальные фрагменты с вашими детьми, рассказать им о музыке Грига, думаю, им тоже интересно будет многое послушать. Когда я работала в музыкальной школе, мы часто с детьми брали произведения в свой репертуар, часто я давала ансамбли, сама тоже с удовольствием прикасалась к этой музыке. А сейчас я передаю слово Лилии.
Добрый день всем читателям блога Ирины. Вот и подошла к концу прекрасная летняя пора. И так хочется уже в прохладный вечер зажечь свечи, налить чашку горячего чая, сесть на любимый диванчик и послушать музыку.
Дорогие наши читатели! Думаю,что Вам будет интересно узнать, как звучит чудесная музыка жизни! Слышите? Журчание прозрачного ручейка в летний зной, щебетание птиц, шелест ветра в листве, пробуждение природы. Чудесная музыка жизни, открывающая радость для нас! Музыка настолько ярка и красочна, что и без слов становится ясно, о чем она. Начнем наше музыкальное путешествие.
«Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит душою.» Бертольд Ауэрбах
Э.Григ. Утро. Из сюиты «Пер Гюнт»
Очень популярная мелодия Грига, написанная к первой части пьесы Ибсена «Пер Гюнт». Эта музыка теперь связывается с типично скандинавскими сценами. Но первоначально эта мелодия предназначалась для того, чтобы изобразить восход солнца в пустыне Сахара.
Дивные образы мира грез эпохи романтизма
Не только торжество природы стали объектом поклонения композиторов романтиков. Но и дивные образы мира грёз, человек, его возвышенные чувства идуховность — такими красками нарисована музыкальная культура эпохи романтизма.
Романтизм — художественное направление в искусстве, сложившиеся в конце XVIII — начале XIX века в странах Европы и Америке. Слово «романтизм» (франц. romantisme) означает фантастическое, живописное. И действительно, это направление обогатило мир новыми красками и звуками. Композиторы с помощью музыкальных средств выражали глубокий интерес к гармонии мира, к человеческой личности, его чувствам и эмоциям.
Наиболее яркими представителями романтической школы композиторов были Никколо Паганини, Ференц Лист, Фредерик Шопен, Франц Шуберт, Роберт Шуман Джузеппе Верди, Эдвард Григ. В России в этом стиле работали А. Алябьев, П. Чайковский, М. Глинка, М. Мусоргский.
Много есть стран на свете, ну а мы сегодня с помощью музыки совершим путешествие в Норвегию, в гости к Эдварду Григу — композитору периода романтизма.
Музыка Эдварда Грига
«Если и мог кто-то явить миру гордый и чистый дух Норвегии, полный тёмной силы, страстной романтики и ослепительного света, то это, безусловно, Эдвард Хагеруп Григ»
Сказочно прекрасна и величава Норвегия. Суровый, но потрясающей красоты край, край ослепительно-белых горных вершин и синих озёр, край волшебного северного сияния и синего неба.
Богата и своеобразна народная музыка, песни, танцы, увлекательные древние легенды и сказания. Музыка Э. Грига вобрала в себя всё богатство сказочного скандинавского фольклора. Фантастические образы троллей и гномов,обитающих в темных пещерах, подвиги народных героев в незабываемых мелодиях наверняка известны Вам.
«Певец скандинавских легенд»
Эдвард Хагеруп Григ (1843-1907) — норвежский композитор, музыкальный деятель, пианист, дирижёр, чьё творчество формировалось под воздействием норвежской народной культуры. Музыкальный язык Эдварда Грига глубоко национален и неудивительно, что норвежцы очень любят его музыку.
Э.Григ. Немного биографии
Детство и юность. Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года вприморском городе Бергене- крупном торговом центре Западной Норвегии. Отец Эдварда, Александр Григ занимал пост британского консула в Бергене, мать, Гесина Хагеруп, была пианисткой. Своим детям они дали прекрасное и основательное образование, обучали музыке, как было принято в состоятельных семьях.
В доме очень часто устраивались музыкальные вечера, и эти первые музыкальные впечатления определили будущую судьбу Эдварда. Уже в четыре года он играл на фортепиано, а в возрасте двенадцати сталсочинять собственную музыку. Знаменитый норвежский скрипач и композиторБулль Уле, услышав музыку Эдварда, посоветовал родителям отправить юное дарование учиться в Лейпцигскую консерваторию.
Новый этап в жизни
После обучения, Григ возвращается на родину и устремляется в Копенгаген-центр музыкальной культуры. Прекрасные концерты, которыми славился концертный зал «Гевандхауз»помогли Эдварду понять и полюбить романтизм.
Здесь же он знакомится с величайшим сказочником Г.Андерсеном и драматургом Г. Ибсеном. которые буквально провозгласили идею народности в искусстве, Эта тема нашлагорячий отклик в сердце композитора.
В 1865 году Э. Григ и его товарищи организовали музыкальное общество «Евтерпа», которое активно пропагандировало народное творчество, организовывало концерты. А в 1898 году он учреждает первый фестиваль норвежской народной музыки в Бергене (этот фестиваль проводится до сих пор.) Григ чувствовал огромный прилив творческих сил.
Волшебная сила музыки Грига
Одно за другим появляются прекрасные произведения: романсы, песни — поэмы, фортепианные пьесы и концерты,музыка которых сливается с ощущением сурового северного края, родной природы.
Э.Григ.Концерт ля-минор(1 часть) для фортепиано с оркестром
«Композитор рассказывает Богу о своём восприятии природы.Господь слушает и улыбается, он доволен:среди его созданий встречаются гениальные образы…»
А вот живые непосредственные зарисовки с натуры: «Птичка», «Бабочка», «Ручей» из цикла «Лирические пьесы» — любимые произведения многих концертных программ, в том числе концертных программ детских музыкальных школ.
Э.Григ. Птичка
«Птичка» — пример редкостного дара композитора немногими штрихами создать точный образ птички из «поющих» трелей и «скачущего» ритма.
Э.Григ. Ручей
А вот открывается вид в долину, воздух прозрачен и прохладен, и ручеёк серебрится на камнях.
Э.Григ. Бабочка
Композитор написал её с неподражаемой легкостью и изяществом, передавая хрупкость и грациозность образа.
Образы народной фантастики
В содружестве с Андерсоном и Ибсеном, Григ создает в своей музыке героев скандинавского эпоса, исландских легенд и норвежских саг, незабываемые образы троллей, гномов. Слушая музыку Грига, чувствуешь, что среди цветов порхают эльфы, что за каждым камнем гном, а из лесной норы сейчас выскочит тролль.
Э.Григ. Шествие гномов
Этот необычный сказочный марш, известный чуть ли не каждому из нас своей динамикой и яркой мелодией. Часто используется во множестве сказок, мультфильмах, театральных постановках, рекламе.
Э.Григ. Танец эльфов
Однажды перед сном Э. Григ прочитал сказку Андерсена «Дюймовочка». Он уснул, а в его голове звучало: «Маленькая девочка сидела в цветке, а вокруг неё летали маленькие бабочки»…Так появилось произведение «Танец эльфов»
Музыка Э. Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт»
Но самым значительным произведением, истинным шедевром стала музыка Э. Грига к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт». Премьера камерно-симфонического произведения состоялась в 1876 году и имела колоссальный успех. Более того, этот исторический спектакль стал началом мировой славы композитора и драматурга.
Пер — главный герой отправился странствовать по свету в поисках счастья.Он побывал во многих странах. В пути ему пришлось перенести множество испытаний. Пер достигает сказочного богатства, но теряет все. Через сорок лет, усталый и измученный он возвращается на родину. Его охватывает глубокое отчаяние — жизнь растрачена попусту. Когда он приехал, то узнал, что Сольвейг все эти годы верно ждала его:
«Зима пройдет, и весна промелькнет, завянут цветы, снегом их занесёт. Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит, тебе верна останусь, с тобой лишь буду жить…»
Э.Григ. Песня Сольвейг
Эта пронзительная, волнующая мелодия стала символом любви и верности. В ней и щемящая грусть, и покорность судьбе, и просветленность. Но главное — это вера!
Много удивительного выпадает на долю Пера. Вот он оказался в царстве троллей, фантастических злых существ, подданных Горного короля.
Э.Григ. В пещере горного короля
Фантастическое шествие — это одна из наиболее узнаваемых мелодий Грига. Она так же часто используется в детских передачах, рекламных роликах, звучит в таких фильмах, как «Демоны», «Сенсация», «Мертвый снег», «Интерны».
Э.Григ. Танец Анитры
Путешествуя по Аравийской пустыне, Пер Гюнт попадает к вождю племени бедуинов. Дочь вождя пытается очаровать Пера своей красотой.
Творчество Грига сформировалось под воздействием народной культуры, её прекрасных песенных мотивов и танцевальных мелодий.
Э.Григ. Норвежский танец из балета«Пер Гюнт»
Мечты сбываются
Григ очень мечтал о домике на берегу моря, о спокойной и творческой обстановке. И только на сорок втором году жизни его мечта осуществилась.Высоко в норвежских горах, в местечке со сказочным названием Трольхауген (холм троллей, или «Волшебный холм») стоит этот прекрасный дом, в котором поселилась семья Григов.Расположение усадьбы служило источником вдохновения, здесь зарождались новые музыкальные образы.
Э.Григ. Свадебный день в Трольхаугене
«Свадебный день в Трольхаунгене» — образ народного быта, одно из самых радостных, ликующих произведений Грига.
Эдвард Григ и его жена Нина Хагеуп проводили в этом доме теплое время года. Они часто гуляли вместе, любовались пейзажами, а вечерами обсуждали новые идеи.
Григ очень любил и этот дом и эту окружающую божественную красоту природы:« Я видел такие красоты природы…огромная цепь снеговых гор с фантастическими формами возвышалась прямо из моря, при этом заря в горах, было четыре часа утра, светлая летняя ночь и весь ландшафт был будто окрашен кровью. Это было неповторимо!»
Никакие другие живописные места не могли заменить ему суровой красоты родины. И этот «дикий» край с первозданной красотой привлекает миллионы поклонников композитора.
Сегодня в усадьбе создан музей, где почитатели могут не только увидеть уникальную природу, но и услышать неповторимые волшебные звуки музыки Эдварда Грига.
По завещанию композитора, Грига похоронили в могиле, вырубленной в отвесной скале. Там же, спустя 28 лет, нашла свой покой и Нина — единственная женщина Грига и его муза.
Таков Эдвард Григ — композитор яркий, мощный , раскрывающий секреты скандинавских легенд в своей музыке и оставшейся в мировой музыкальной культуре навсегда. Музыка Э. Грига будет звучать до тех пор, пока будут стоять норвежские скалы, пока морской прибой будет биться о берег.
Я благодарю Лилию за информацию. Как я уже писала в самом начале статьи, музыка Грига редко кого оставляет равнодушными. Нравится она и детям и взрослым. И еще вспомнился мне концерт, когда я работала в пед.училище на Дальнем Востоке. С моей подругой на отчетном концерте мы играли на двух роялях концерт Грига ля минор. Как раз Лилия о нем говорила в статье. Какая потрясающая музыка, как нас тогда принимали…. И как было нам интересно работать вместе. Тоже такой опыт приобрели.
Желаю всем прекрасного настроения, простых радостей жизни, всего самого теплого и доброго.
Смотрите также
Ваш отзыв
Людмила
06 Сен 2016 в 9:44
Я столько раз прослушала эти произведения,пока моя дочь училась в музыкальной школе!!!!Я сразу узнаю это мелодии,хотя к музыке сама не имею никакого отношения….эти шедевры запали глубоко в душу!!!!А сейчас я много узнала и о жизни Эдварда Грига!!!!Спасибо вам !!!!
Ирина
06 Сен 2016 в 9:54
Людмила, да, хорошо, что в музыкальной школе детям прививают такую любовь к музыке, в том числе и к музыке Грига. Приятно, что открыли для себя много интересного. Спасибо вам за отклик.
Larisa
05 Сен 2016 в 0:01
С интересом прочла о норвежском композиторе, послушала его произведения — талантливый человек навсегда остается талантливым и вечно его произведения будут услаждать слух всех любителей классической музыки. Это непередаваемое наслаждение! До чего верно написал Ауэрбах — музыка не требует перевода и понятна она каждому…
Ирина
06 Сен 2016 в 9:52
Да, Лариса, язык музыки всегда особенный… И хорошо, что мы время от времени не забываем о душевном наполнении своем…
Виктор
04 Сен 2016 в 14:04
Спасибо вам за ещё одну замечательную страничку на вечные темы Музыки.
Как же проникновенно и точно сказано о «северном» ярком творчестве Грига: «… здесь красота в согласье с простотой …»! Слушал и смотрел с наслаждением
Ирина
06 Сен 2016 в 9:50
Приятно, что так все для вас, Виктор.
Картавцева Елена
04 Сен 2016 в 8:50
К любителям классической музыки себя не отношу, однако с удовольствием послушала музыку Грига и насладилась великолепным пением Анны Нетребко. Спасибо Лилии за информацию, а Ирине за то, что она, как магнит, притягивает к себе интересных людей, которые делятся с нами разными занимательными фактами.
Ирина
04 Сен 2016 в 9:38
Леночка, спасибо тебе, дорогая, за такие слова.. Приятно, что музыка откликнулась… А про притягивание… да, я вот тоже так ценю и дорожу этим …
Галина
04 Сен 2016 в 5:19
Пишу впервые, хотя читаю журнал уже давно. Статья и музыкальный материал — замечательные! Спасибо Вам!
Ирина
04 Сен 2016 в 9:37
Галина, спасибо за отклик. И приятно, что решились написать… Знаете, как дорога нам обратная связь? Простые вот такие слова, а очень дороги нам.