Фаина Раневская, великая и ранимая

8

Дорогие читатели, сегодня на блоге я хочу вместе с вами вспомнить о Фаине Раневской, великой и ранимой актрисе. Есть люди, уход которых воспринимается как трагедия. А есть и другая категория: умом мы понимаем невосполнимость утраты, а душа и сердце отказываются верить. Люди такого склада остаются рядом, чаще всего, незримо, на энергетическом уровне. А если речь идет о любимых актерах, то и образ их остается в киноролях, записях театральных постановок, в книгах воспоминаний современников, которым посчастливилось быть рядом с ними.

Ко второй категории относится Фаина Раневская — биография ее и стала предметом моей сегодняшней статьи. Ей был дарован счастливый шанс на бессмертие и вечную признательность поклонников ее таланта. Я считаю эту артистку одной из гениальнейших представительниц советской актерской школы. А главное: все ее роли одухотворены глубоким внутренним содержанием. Ей было что выразить, что сказать всем нам, и она блестяще воспользовалась этой возможностью. И в ролях, и напрямую, в своих знаменитых фразеологизмах.

Ее остроты часто цитируют на разных уровнях. Цепкие, порой, весьма недипломатичные, «соленые» и бьющие прицельно. Как они рождались, что было благодатной почвой для этих блестящих экспромтов, мне и хочется вам сейчас рассказать.

Детство золотое, но сиротливое

Личная биография Фаины Раневской начиналась на рубеже 19-го и 20-го веков: родилась она 27 августа 1896 года. По меркам родного Таганрога семья была довольно состоятельная: ее отец, Гирши Хаймович Фельдман, был владельцем небольшой фабрики, производившей сухие краски. Семья также владела магазином и пароходом, у них было несколько домов. А летом на отдых уезжали в Швейцарию.

Детей было пятеро, правда, один из младших братьев Фаи умер в раннем детстве. Остались еще два братика и старшая сестра. Фаина росла девочкой замкнутой. Возможно, из-за небольшого заикания или недовольства своей внешностью, со сверстниками практически не общалась.

Учеба ее не увлекала. Пошла в женскую гимназию, но затем уговорила родителей, и те ее забрали из учебного заведении. Дома продолжила обучение пению и музыке, овладевала иностранными языками, но все «постольку, поскольку». А вот читать любила.

Рано увлеклась кино и театром. А после того, как в 1913-м девушка побывала в Московском Художественном театре на чеховском спектакле «Вишневый сад», в сцену влюбилась окончательно и бесповоротно.

У нее появилась цель, и учеба из скучного времяпрепровождения превратилась в ступеньку достижения заветного горизонта. Она сдала экзамены за курс гимназии экстерном, начала занятия в частной театральной студии. Вскоре объявила родне, что собирается стать актрисой. Новость родители встретили в штыки, случился скандал, ей пришлось порвать и без того непрочные семейные узы.

Мы – бродячие артисты…

Фаина Раневская родилась в 1896 году. 19-летняя провинциалка мчится в Москву. Вот только ни одна из известных театральных школ ее порыва не оценила, зерна таланта не разглядела. Фаина устроилась в частную школу, но денег хватило ненадолго, пришлось и оттуда уходить.

Каким-то чудом, по счастливому стечению обстоятельств, ее заметила одна из ведущих балерин того времени Екатерина Гельцер. С ее подачи Фаина вышла на сцену Малаховского летнего театра под Москвой, пока даже не в роли, а в бессловесной массовке.

В 1916 году – очередной поворот в судьбе, договор с антрепризой в Керченском театре, правда, роли «героинь-кокет» так ей и не дались.

Очень скоро стало ясно, что она — характерная актриса, и тут ее диапазон безграничен: от глубочайшей трагедии до гротесковой сатиры.

Между тем грянул революционный шторм 1917 года. Сразу после «первого звонка» Февральского переворота семейство Фельдман предусмотрительно уплыло в Европу на собственном корабле “Святой Николай”. В мятежной России осталась одна бунтарка Фаина. Ей была близка революционная романтика, по крайней мере, поначалу, до того, как эта “героическая пьеса” не переросла в кровавую драму. Потом, десятилетия спустя, она уверяла, что лично видела Ленина на Финляндском вокзале, и когда “увидела лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности”.

Потом была кочевая актерская жизнь. Ее бросало то по театрам юга России (Ростов-на Дону, Кисловодск, Феодосия), то она искала себя в старорусском Смоленске, то в поморском Архангельске, а оттуда бежала снова на юг, в Баку. Пока шла Гражданская война, ей часто давала приют актриса Павла Вульф, с которой они даже подружились. Поэт и драматург Макс Волошин тоже оказывал покровительство юной скиталице.

Немного задержалась в труппе «Театра актера», его главным режиссером тогда был Павел Рудин. В тот период в ее биографии появились роли в постановках «Последняя жертва», «Без вины виноватые», «Живой труп», «На всякого мудреца…», «Ревизор», «На дне» и ряд других. 20-е годы принесли ей и новую встречу с «Вишневым садом». Она сыграла роль Шарлотты, а мечтала всегда об образе Раневской, потому и взяла такой сценический псевдоним.

Период московской «оседлости»

В 1931-м странница вернулась в Москву, в биографии жизни Фаины Раневской наступил период относительной стабильности, хотя бы — территориальной. Ее приняли в Камерный театр к Александру Таирову, ввели в спектакль «Патетическая соната».

Сейчас это Театр имени Пушкина, а «наше всё» будущая звезда сцены искренне обожала. Бродила по Тверскому бульвару, где, кажется, совсем недавно прогуливался и Александр Сергеевич. Он ей снился. Великая насмешница в своих оценках не щадила и себя, вот и эти сны порой пересказывала коллегам в такой интерпретации:

«Он идет с тростью по Тверскому бульвару. Я бегу к нему, кричу. Он остановился, посмотрел, поклонился и сказал: «Оставь меня, старая б… Как ты надоела мне со своей любовью».

С 1935 года начинается ее «театральный роман» с Юрием Завадским. Сначала в Центральном театре Красной Армии, потом в Театре Моссовета, где она прослужила почти до конца жизни. Правда, в начале войны на два года эвакуировалась в Ташкент, да на несколько лет уходила в театр Пушкина (1955-63), но без Таирова это был совсем другой коллектив.

«Я не терплю мессы в борделе, — сокрушалась она по поводу манеры выступлений главрежа перед труппой. — Знаете, что снится Завадскому? Что он умер и похоронен в Кремлевской стене!»

Подобных метких, колких реплик в адрес своего босса у Раневской было немало. Эта еще одна из самых невинных. Завадский, говорят, коллекционировал характеристики безжалостно остроумной актрисы, выспрашивал у коллег, не появились ли новые афоризмы на его счет. Раневской же приписывают фразу, что Завадский родился в енотовой шубе. Он и впрямь был сибарит, красавец, знавший себе цену, любимец женщин. При этом умудрялся оставаться неплохим режиссером и приличным человеком.

У него Фаина Георгиевна она воплотила довольно заметные образы в пьесах «Чужой ребенок», «Последняя жертва», «Гибель эскадры», а в «Вассе Железновой» ей доверили главную роль.

Кино-карьера

Кино в биографии Фаины Раневской возникло в 1934 году в образе госпожи Луазо в фильме «Пышка». Фильм показали во Франции, где игру нашей героини высоко оценил Ромен Роллан.

В 1940-м она снялась в социально-психологической драме «Мечта». Роль хозяйки меблированных комнат мадам Скороход впечатлила самого Рузвельта, назвавшего Раневскую актрисой века.

Чарли Чаплин, которого было почти невозможно удивить, снял котелок перед ее талантом.

До этого и после были другие фильмы, где роли Фаины Георгиевны, что называется, второго плана, зато очень узнаваемые, яркие. Мамаша в «Свадьбе» (1943), мачеха в «Золушке» (1947), Маргарита Львовна в «Весне» (1947) – эти ленты навсегда остались в истории нашего и мирового кино. И во многом, благодаря неподражаемой «атмосферной» игре Раневской.

Автор сценария «Золушки», легендарный Евгений Шварц, позволял актрисе импровизировать, оставил в фильме ее авторские словечки. А реплика: «Муля, не нервируй меня!» из комедии «Подкидыш» позже стала предметом спора Раневской со сценаристом Агнией Барто и соавтором Риной Зеленой. Каждая из троицы уверяла окружающих, что крылатую фразу придумала именно она.

Были в послужном списке и телеспектакли, и озвучивание мультфильмов. Ее голосом говорит Бабариха в «Сказке о царе Салтане» и милашка домомучительница Фрекенбок в продолжении «Карлсона».

Цирк, да и только!

Последняя работа Фаины Георгиевны в кино пришлась на 1966 год. Потом ее почему-то перестали снимать. В картине «Сегодня новый аттракцион» ей предложили сыграть директора цирка.

Актриса долго колебалась, выдвинула режиссеру Надежде Кошеверовой ряд условий. Главное: никакого контакта с цирковыми животными. Официальная версия для съемочной группы — аллергия. Немногочисленным более близким коллегам она это объясняла тем, что очень любит животных и всегда страдает от того, что в цирке они в неволе, да еще и в тяжелых условиях.

Она действительно любила детей природы, хотя и по-своему: «А вы знаете, я цветы не люблю. Деревья — мыслители, а цветы – кокотки», — уверяла окружающих.

Но к животным действительно питала светлые чувства. Подбирала бродячих котов и собак, выхаживала. Пес Мальчик был последним ее питомцем, они испытывали друг к другу глубокую взаимную привязанность.

Но в этот раз случился конфуз. Раневскую хоть и уговорили сниматься, но она пребывала во «взъерошенном» состоянии духа. Съемочная группа ее ждала со страхом. В Ленинград народная артистка прибыла лишь на один день, но этого хватило всей киностудии, включая зверей.

Кое-как актрису убедили, что надо хотя бы разок пройти мимо клеток с животными. Иначе образ будет неполным. Но к тому времени общая нервозность передалась и хищникам. Когда их тезка, «Лев Маргаритыч» только начала приближаться к клетке, один из львов… мощно обгадился.

«Хозяйка цирка» пулей вылетела из павильона, грохнулась на спину, задрыгала ногами и закричала, что все это провокация против «любимой народом актрисы». Ее долго отпаивали львиными долями успокоительного, пока все, наконец, несколько пришли в себя. Дубль с грехом пополам удалось снять. Цирк, что тут скажешь! И на Раневскую бывает «проруха».

Без личной жизни

В том, что касается личной биографии Фаины Раневской, все было довольно печально. Она в минуты откровенности признавалась: «Все, кто меня любили, не нравились мне. А кого любила я — не любили меня. Моя внешность лишила меня личной жизни!»

Замужем не была, детей не имела. Одно время жила вместе с сестрой, которая приехала к ней из-за границы. Белла после ухода из жизни супруга перебралась из Франции в Турцию, а потом вернулась на родину. Правда, вскоре тяжело заболела, и Фаина за ней ухаживала, обращалась к лучшим врачам. Но спасти сестру наши врачи не смогли, в 1964-м Беллы не стало.

А единственный роман у актрисы случился еще в юности, но окончился полным фиаско. Эффектный коллега, к которому Фая была неравнодушна, напросился в гости. Но пришел не один, а с любовницей, да еще и предложил хозяйке квартиры часок погулять, пока он пообщается с дамой.

После этого высказывания Раневской о мужчинах, равно как и о хорошеньких женщинах, приобрели ярко-ядовитый оттенок. Наверняка впечатлительная творческая натура не раз влюблялась, но научилась прятать чувства под маской грубоватого юмора и самоиронии.

Муля и генсеки

Есть у Фаины Раневской в биографии и эпизоды общения с вождями. Сталинскую премию аристократке по рождению вручали трижды.

Иосиф Виссарионович о ней говаривал довольно емко и точно: «Вот Жаров в разном гриме и разных ролях — везде одинаков, а Раневская без грима, но везде разная».

В 1976 году очередной орден ей вручал Леонид Брежнев. И пошутил, процитировав: «Муля, не нервируй меня!» Народная артистка СССР в ответ отчитала генсека: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются хулиганы и домработницы». И действительно, эта фраза преследовала ее повсюду, доставляя немало неудобств. А тогда, ошарашенный глава государства, не нашел ничего лучше, чем оправдаться: «Простите, но я вас очень люблю».

Портрет Брежнева висел над кроватью артистки, и это был совсем не прикол. На недоумение гостей она всерьез поясняла: «Он добрый. Вам будет хуже, когда он умрет». Раневская пережила генсека на год. Ее пророчество для многих оказалось верным.

ДИЕТА ПОСЛЕ УДАЛЕНИЯ ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ
Как жить полноценной жизнью без желчного пузыря
Узнать больше ...

Над хлебом и зрелищами

В биографии Фаины Раневской личная жизнь – это коллеги, многочисленные гости, которых лишь с натяжкой можно назвать друзьями. Довольно долго она жила в небольшой квартирке знаменитой высотки на Котельнической набережной. Напротив ее окна красовались входы в кинотеатр «Иллюзион» и булочную, расположившиеся рядом. По этому поводу она шутила: «Я живу над хлебом и зрелищами». Двор от соседства с продмагом был грязный и шумный, с постоянным грохотом ящиков.

Дружить с ней было модно и даже выгодно. Она стеснялась своих больших гонораров, большую часть их и премий раздавала. Любила делать подарки, угощать, а сама ела мало. Была убежденной вегетарианкой. Аргументировала: «Как я могу есть птицу, у которой есть детишки?»

В ее квартире гостили Ахматова и Высоцкий, которого она очень ценила за цельность личности. А с Ахматовой была знакома еще с эвакуации и дружила. Ехать за премией в Италию поэтессе было не в чем, и наряд собирали тут на квартире Раневской, «с миру по нитке». Дали ей приятельницы кто что мог: сумку, кофту, платок.

Когда коллеги рассказывают эпизоды из биографии Раневской Фаины Георгиевны, многие отмечают эту ее щедрость и гостеприимство, то, как она великолепно пела цыганские песни и частушки.

Дальше – тишина…

У последней пьесы, сыгранной ею на сцене театра Моссовета, было символичное название: «Дальше – тишина». Раневской было уже 86, она, по ее же крылатому выражению, устала «симулировать здоровье».

Сама литературная основа сценария была довольно слабенькой. Но режиссировал ее великий Анатолий Эфрос, а вторую главную роль исполнял Ростислав Плятт. Этот уникальный дуэт и держал спектакль на плаву, привлекал зрителей. Хотя идея и была, как и все мелодраматичные сюжеты, привлекательной: родители и дети, непонимание и жестокость к старшему поколению в семье.

24 октября 1982 года стало знаковым в творческой биографии Фаины Раневской — в этот день она в последний раз вышла к зрителям на поклоны. Банкета и славословий не было, она этого не терпела.

Фаина Георгиевна ушла из жизни 19 июля 1984 года, в больнице, после того как перенесла пневмонию и инфаркт. Хоронили Раневскую на Донском кладбище, за процессией понуро шел Мальчик. Собака даже потом была воплощена на надгробии актрисы. Но в суматохе прощания о нем никто не позаботился, осиротевший пес куда-то пропал…

Дорогие друзья, вот и закончен мой рассказ о великой актрисе и удивительном человеке Фаине Георгиевне Раневской. В рамки одной статьи невозможно вложить все интересные факты ее биографии. Но мы с вами хотя бы вспомнили главные вехи ее жизни — непростой, но поучительной. Остались ее меткие афоризмы, ее фильмы и спектакли, светлая аура незаурядной личности. И на блоге мы обязательно вспомним ее меткие афоризмы и цитаты.

Я благодарю читателя моего блога Любовь Миронову за помощь в подготовке этой статьи.

И для души я предлагаю сегодня Фаина Раневская Жестокий романс. Из к/ф «Александр Пархоменко». 1942 г. Музыка, слова — Н. Богословский.

Смотрите также



Ваш отзыв

Ваш E-mail не будет опубликован.

Я даю согласие на обработку личных данных и принимаю политику конфиденциальности

8 комментариев

  1. Светлана
    03 Апр 2017 в 12:51

    Фаина Раневская — уникальная личность! Так немного снималась, но так много смогла сказать. А читать её мудрые и едкие афоризмы — одно удовольствие.

    Ответить

  2. Наталья
    01 Апр 2017 в 22:53

    Достаточно посмотреть один фильм или спектакль с её участием, чтобы оценить её талант. Как жалко, что снимали мало. И как ценно то, что остались записи театральных постановок, в которых она принимала участие.
    Россия может гордиться плеядой великих актрис, но Раневская — не просто великая актриса, это яркая и неповторимая звезда.

    Ответить

  3. Андрей
    21 Мар 2017 в 23:24

    Как сказал бы мой дедушка: «Кхе-кхе… Мндааа… Это вам не нонишнее поколение артисток.»

    Ответить

  4. Ирина Лукшиц
    21 Мар 2017 в 21:04

    Когда ссорятся правители, я вспоминаю Фаину Раневскую в роли Мачехи в фильме Золушка. Помните: » Эх, королевство мало, разгуляться мне негде! Ну да ничего, я поссорюсь с соседями, это я умею!» Это гениально сказано! Еще удивительно, как ее обошли репрессии той поры, родственники-то уехали.

    Ответить

  5. Алексей
    21 Мар 2017 в 12:11

    Сама эпоха смены общественно политического уклада рождает великих и незабываемых героев. Именно в двадцатом веке под стать Раневской было ещё достаточное число великих актёров, писателей. Сейчас же больше дешёвой серости.

    Ответить

  6. Павел
    21 Мар 2017 в 1:33

    Бесспорно, Раневская одна из лучших для своего времени и своей эпохи! Великий пример подражания для следующих поколений…

    Ответить

  7. Арина Широкова
    20 Мар 2017 в 0:45

    Она неповторима в своей непредсказуемости и откровенности. Я тоже люблю её афоризмы. Они меткие, точные, немного язвительные, но всегда правдивые. Как складываются судьбы. Могла спокойно уехать с семьёй в Европу, а осталась в кошмаре и разрухе искать своё актёрское счастье. Удивительная женщина.

    Ответить

  8. Таисия
    19 Мар 2017 в 23:52

    Обожаю Раневскую, особенно нравятся ее афоризмы — как точно она отражает моменты из жизни, а это не каждому дано.

    Ответить

Яндекс.Метрика