Гиппократ. Мифы и реалии великой судьбы
13Дорогие читатели, сегодня мы поговорим с вами о Гиппократе. О его клятве наслышаны все, и нередко пациенты призывают врачебное сообщество быть верными ее постулатам. Но вот кто такой сам Гиппократ, что он сделал для развития науки о здоровье? Почему его называют «отцом медицины»? И был ли он реальной личностью или персонажем красивой древней легенды?
В последние годы активировались дискуссии по поводу медицинской этики. Врачей и иных работников здравоохранения обвиняют то в халатности, то в нарушении моральных норм. От них требуют полной самоотдачи, чуть ли не подвигов на ниве спасения нашего здоровья. Которое, чаще всего, мы сами же изрядно подкосили.
«Обличители» апеллируют к «Клятве Гиппократа», хотя большинство из нас ее никогда не читало и не знает, что именно она провозглашает. Но есть и обратная сторона проблемы: отношение общества, государства, к врачам. Нынешний вал сокращений штатов и «оптимизации» медицинских учреждений приводит к ухудшению качества врачебных услуг.
Не редкость – случаи нападений на сотрудников скорой помощи, врачей приемных покоев и стационарных отделений. Были и трагические ситуации, как недавняя история с акушером из Ангарского перинатального центра, которая ушла из жизни после «рабочей смены», что длилась около 30 часов.
Оппоненты ответят, что есть и немало шокирующих историй с виновными «по ту сторону баррикад». И тоже будут правы.
Даже интересно, как бы себя повел в некоторых нынешних особых обстоятельствах великий Гиппократ? Чтобы хотя бы приблизиться к ответу, вспомним, что нам известно о его личности и судьбе. Поговорим мы и о трудах Гиппократа и немного коснемся фактов его биографии.
В анналах истории
Когда современники говорят о Гиппократе, многим кажется, что это исключительно легендарная, не реальная личность. Но это не так: такой целитель действительно жил в Древней Греции около двух с половиной тысячелетий назад. Мы можем это утверждать, ссылаясь на труды философов того времени – Аристотеля и Платона. Дошли до нас и некоторые сочинения, автором которых наука считает «отца медицины».
А через пять веков первую его официальную краткую биографию составил римский историк Соран Эфесский. Помимо упоминаний именитых современников, исследователь опирался в своих изысканиях и на редкие крупицы автобиографических сведений, что оставлял в своих трудах сам Гиппократ.
Датами жизни древнегреческого эскулапа считаются 460 — 377 годы до новой эры. То есть, прожил он по тем временам весьма долго: 83 года. Современники относили его к асклепиадам, то есть, последователям и даже продолжателям рода Асклепия, древнегреческого бога медицины. Они проповедовали максимально приближенные к человеческой природе методики оздоровления, в совокупности с привлечением религиозных обрядов.
Это была достаточно закрытая «корпорация», где огромное внимание уделялось преемственности поколений. У асклепиадов культивировалась семейственность в хорошем смысле слова. Знания в области врачевания рекомендовалось передавать ближайшим родственникам.
Ученики со стороны тоже были, но такая практика не особо поощрялась: ведь это ремесло было достаточно доходным, и передавать его секреты в чужие руки было просто нерационально. Хотя за отдельную плату могли обучить азам профессии любого желающего и достаточно способного претендента. Очень похоже на теперешнюю корпоративную политику с ее коммерческими тайнами, не правда ли?
Вот и у нашего героя сложилась своя трудовая династия: он свои навыки получил от отца, Гераклида, а затем и его сыновья Фессал и Дракон, и зять Полиб тоже занялись целительством. Сам Гиппократ совершенствовался в этом непростом искусстве, путешествуя по разным странам, присматриваясь к особенностям работы местных знахарей.
В те времена было принято вывешивать в храмах, посвященных Асклепию (в римском варианте — Эскулапу) обетные таблицы, где формулировались основы подхода к лечению. Их тоже повсеместно изучал пытливый врачеватель, прежде чем стать признанным авторитетом в этой области знаний и умений.
Помимо этих профессиональных знаний, он стремился совершенствоваться и в области красноречия, и в постижении философских основ бытия. Брал уроки у выдающихся философов — Демокрита и Горгия.
Основы учения Гиппократа
Чем же так ценно наследие этого ученого и практика древности? Его теоретические выкладки и обобщенный опыт собраны в ряде медицинских трактатов. Существует так называемый «Гиппократовский корпус» из 60 сочинений. Сколько из них принадлежит самому «отцу медицины», до сих пор точно не известно, разные аналитики называют цифры от 8 до 18. Остальные трактаты приписывают его ученикам, в первую очередь, сыновьям.
Большинство биографов великого эскулапа и гуманиста достаточно обоснованно считают принадлежащими перу Гиппократа такие сочинения как: «О суставах», «Прогностика», «О переломах», «О воздухах, водах и местностях», «О диете при острых болезнях», «О ветрах», сюда же относят первую и третью книгу «Эпидемий», четыре первых раздела «Афоризмов», а также этические наставления «Закон», «Наставления», «О благоприличном поведении», «О враче», «Клятва».
Новаторским и даже революционным был сам подход к лечению, обоснованный в данных исследованиях и подтвержденный десятилетиями успешной врачебной практики.
Тогда, за несколько веков до нашей эры, недуги объясняли влиянием злых духов, колдовством и прочими мистическими причинами. Гиппократ же заявил, что сбои в работе организма человека возникают по вполне естественным причинам. Если их вовремя выявить, то и справиться с болезнями будет вполне возможно.
Врачеватель был очень наблюдательным. Многие годы, десятилетия он отслеживал, систематизировал, записывал признаки разных заболеваний, из анализа подробных бесед с пациентами делал выводы о причинах недугов.
Этот научный подход уже при жизни сделал Гиппократа настоящей легендой, истинным наследником Асклепия. А его последователи объединились в Косскую школу, слава которой не померкла и до сих пор. Вместе они создали надежный фундамент для современной медицины.
Основными факторами, влияющими на здоровье людей, наблюдательный исследователь назвал окружающую среду и наши повседневные привычки.
Природные условия – это климат местности, преобладающие ветра, общее состояние воздуха, воды, почвы – все это наш мир, с которым мы не просто соприкасаемся, а постоянно взаимодействуем.
Великий реформатор понимал и важность наследственных факторов, того багажа, что человек получает уже по праву рождения. Наконец, надо брать во внимание и условия, в которых мы живем – что едим, насколько интенсивно трудимся, крепок ли и достаточно продолжителен сон и пр.
Вот как Гиппократ размышляет о роли осмотра больного: «Осмотр тела — целое дело: он требует знания, слуха, обоняния, осязания, языка, рассуждения». Сам он действительно пытливо всматривается, вслушивается, и постоянно что-то записывает. Его трактаты – это и описания особенностей отдельной местности с их влиянием на здоровье жителей, и краткие заметки-рассуждения, и зарисовки об особенно интересных случаях из практики, и гениальные прорывы обобщений.
Позволю себе привести еще одну цитату из первой книги «Эпидемий». Хотя она и обширная, но многое скажет о тщательности подхода к диагностике, который проповедовал наш герой.
«Что касается до всех тех обстоятельств при болезнях, на основании которых должно устанавливать диагноз, то все это узнаем из общей природы всех людей и собственной всякого человека, из болезни и из больного, из всего того, что предписывается, и из того, кто предписывает, ибо и от этого больные или лучше, или тяжелее себя чувствуют; кроме того, из общего и частного состояния небесных явлений и всякой страны, из привычки, из образа питания, из рода жизни, из возраста каждого больного, из речей больного, нравов, молчания, мыслей, сна, отсутствия сна, из сновидений, какие они и когда появляются; из подергиваний, из зуда, из слез, из пароксизмов, из извержений, из мочи, из мокроты, из рвоты. Должно также смотреть на перемены в болезнях, из каких в какие происходят, и на отложения, ведущие к гибели или разрушению, далее — пот, озноб, похолодание тела, кашель, чиханье, икота, вдохи, отрыжки, ветры беззвучные или с шумом, истечения крови, геморрои. Исходя из всех этих признаков и того, что через них происходит, — следует вести исследование».
Обратите внимание, дорогие читатели, сколь широк подход врачевателя: он считает нужным учесть и манеру говорить, и даже молчание пациента. Стремится заглянуть в ход его мыслей, а уж набор тонкостей физиологических проявлений просто поражает. При отсутствии в те времена клинических исследований эти наблюдений действительно моги стать решающими в борьбе с опасными недугами.
В сочинениях, касающихся основ хирургии, он рассказывает о довольно обширном арсенале операционного инструментария того времени, а помимо этого, описывает разные способы перевязок и лекарственные средства, которые при этом применялись. Не оставил он без внимания и лечебные диеты, и вопросы гигиены, и другие аспекты комплексного подхода к здоровью.
И на «солнце медицины» есть пятна?
Когда мы говорим «легендарная личность», это не только дань уважения к великому человеку. Надо понимать, что истории, рассказанные о нем, это отчасти легенды, достоверность которых мы не в силах подтвердить.
Вот и о Гиппократе немногое мы можем сказать уверенно. Рассказывают, как однажды он остановил эпидемию чумы в Афинах, собрав в кулак весь организационный и медицинский ресурс столицы. Потом, как уверяют биографы, целитель спас правителя Македонии, у которого развилась тяжелая фобия на основе повышенной мнительности, страха перед болезнями.
Часто в разных источниках упоминается эпизод с мыслителем Демокритом. Жители Абдера считали философа безумцем, и призвали медицинское светило, дабы он официально подтвердил их «народный диагноз». Основания для столь серьезных выводов, казалось, лежали на поверхности: Демокрит нередко смущал окружающих громким беспричинным смехом.
Гиппократ после тщательного обследования и продолжительной беседы с мудрецом пришел к выводу, что тот абсолютно вменяем. А смех философа был вызван человеческими поступками, ничтожными делами, которыми мы постоянно озабочены, не замечая вокруг ничего высокого, вечного, не ценя минут истинного счастья, не стремясь к познанию мировой гармонии.
Но особо въедливые биографы находят в его послужном списке и другие факты. Они не укладываются в пасторальную картину абсолютной «благости» врачевателя. Зато прекрасно вписываются в реалии того непростого времени.
Однажды он отказался лечить некоего пациента, которого историки называют Цезарем Светонским. Тот страдал от гипертонии, но Гиппократ отказал родственникам бывшего воина в курсе лечения травами. Причина была тривиальна: семейство оказалось неспособным заплатить за его чудодейственные настои и отвары. И ладно бы, если б отказ был честным. Но из уст в уста, из века в век передается некрасивая история, что целитель якобы назвал неверный диагноз – мигрень. В итоге пациент не стал обращаться к другим врачам, и после нового гипертонического криза умер.
Был и еще один случай, когда Гиппократ прибег, фактически, к эвтаназии, предложив тяжелому и неплатежеспособному больному яд. Там ответственность за принятие решения разделили родные бедолаги, но сути этого не меняет.
Были ли эти и подобные им истории реальностью или их придумали завистливые конкуренты Гиппократа? Наверное, мы этого уже никогда не узнаем. Но соперничество за богатых клиентов было, это неоспоримый факт. Оно и теперь существует, и мы не можем быть уверены в полной беспристрастности тех, в чьи руки вверяем свое здоровье. Но все это не умаляет заслуг великого врачевателя, который всю жизнь посвятил святому делу изучения человеческой природы и разработал основополагающие методики поддержания здоровья.
Предлагаю вам посмотреть небольшой документальный фильм о жизни Гиппократа.
Клятва Гиппократа
Текст этой присяги, что принимают медики в разных странах мира, существует в несколько отличающихся друг от друга вариантах. Но эти отличительные детали малозначительны. В наследии Гиппократа есть много страниц, посвященных профессиональной этике докторов. Современный вариант текста «Клятвы Гиппократа» базируется на этих постулатах, но это не авторские формулировки известнейшего эскулапа древности. Текст явно был написан позже, уже после его смерти, учениками, последователями великого Наставника. И правильнее говорить, не клятва, а присяга Гиппократа.
А в наши дни, практически в том виде, в каком она существует и поныне, Врачебная заповедь увидела свет в Женеве в 1848 году. По сравнению с наставлениями, которыми пользовались врачи в предыдущие столетия, это более компактный, сокращенный вариант.
Текст клятвы (присяги) Гиппократа на русском языке
«Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями. Это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».
Поясню, что Гигеея (Гигиея) и Панакея (Панакия, Панацея) – это дочери бога врачевания Асклепия. От имени первой произошло название раздела медицины «гигиена», а от имени второй – термин «панацея», то есть, идеальное лекарство широкого спектра действия. Абортивный пессарий – это лекарство, чаще всего, в форме травяного настоя, вызывающее кровотечение и выкидыш.
Сегодня я напомнила вам несколько станиц из книги судьбы знаменитого лекаря, одного из основоположников медицинской науки Гиппократа. Его именем молодые специалисты до сих пор присягают на верность моральным основам профессии. И всем нам очень хочется верить, что они действительно являются искренними последователями учения величайшего врачевателя древности.
Я хочу поблагодарить Любовь Миронову, читателя моего блога за помощь в подготовке этой статьи.
И сейчас предлагаю вам послушать и почитать мудрые мысли Гиппократа.
Смотрите также
Ваш отзыв
Татьяна
30 Ноя 2017 в 13:14
Я недавно читала мемуары,в которых доктор ,чтобы больному поставить диагноз,разговаривал с ним 4 часа.Все спросил(как Гиппократ).А сейчас врачу дается 12 минут на разговор с пациентом.Хорошо еще ,что анализы делают.А врача по питанию вообще нет.А если консультируют ,то уже по какой-нибудь уже приобретенной болезни.В школе вообще нет предмета по питанию .Все сочинения требуют в разных формах.Математика усиливается каждый год.Я внука подготавливала к математике по ЕГЕ.Несмотря на то,что я закончила математическую школу,я не все смогла решить.Очень большие требования.Ребенок выходит из школы совершенно неподготовленным к жизни.А в семье та же история.Многие уходят, по разным причинам, от изучения правильного питания.Вот и растут у нас больные дети.
Виктор
30 Ноя 2017 в 16:22
Во-первых, врач врачу рознь. Есть среди них и бездари, но есть и «думающие», и даже талантливые. Я лично лишь с последними категориями «дружу». Мы вполне за 12 минут друг друга результативно понимаем
Во-вторых, ну почему же нет врачей «по питанию»? И они есть. Кто ищет — тот всегда найдёт!
А про современную школу и не говорю. Согласен с вами. То ли ещё будет …
Татьяна
30 Ноя 2017 в 18:03
Виктор ,я всегда говорила,что Вы живете в каком-то другом мире.Человек среднего достатка идет в свою поликлинику и получает минимальные услуги.Хорошо если Вам попался думающий врач,да и Вы развитый человек и сразу все понимаете,а то и другого научите.В основном публика далека от понимания проблем по здоровью .И простому населению нужно все разложить по полочкам,а уж про пожилых людей я вообще не говорю.Да и не лекарства надо давать ,а спрашивать,что человек ест ,как ест.Делать акцент на правильное питание.Я за свою жизнь ни разу от врача не услышала фразу»А как Вы питаетесь?» Так что все у нас в поликлинике не так как хотелось бы.
Виктор
30 Ноя 2017 в 19:10
Видно, что нам с вами встречались разные врачи. Мне наверное посчастливилось повстречать таких, которые в том числе и питанием моим интересовались, и свои компетентные рекомендации по этому поводу давали
Полагаете, что я «живу в каком-то другом мире»? Да, духовная составляющая этого нашего общего мира — она в моей жизни присутствует тоже. И видимо единение и целостность Души и Разума мне удалось прочувствовать в несколько большей степени. Но ничего, у всех — всё ещё впереди
Татьяна
30 Ноя 2017 в 19:37
Значит у меня ни души ,ни разума,ни единения.Оно только все у Вас.Ну что же,спасибо за информацию.
Виктор
30 Ноя 2017 в 20:32
Вот значит как вы воспринимаете мои слова … и мне очень жаль, что так искажённо. Никого и никогда не обидел, и в мыслях такого нет и не было …
В любом случае — всего Вам Доброго!
Татьяна
30 Ноя 2017 в 0:29
Удивительно,как человек давно жил,а умнее нас.Иногда кажется ,что мозг стоит на месте и не развивается,а приходят только новые технологии!!!! Спасибо за статью.
Виктор
30 Ноя 2017 в 13:32
Татьяна, а вот видный учёный академик Наталья Бехтерева, великий знаток мозга, говорила так:
«Наш ум, ум каждого конкретного человека – он вовсе НЕ зависит от того, когда человек живёт или когда он жил. Здесь нет никакой взаимосвязи, закономерности. Мысль существует отдельно от мозга, который только улавливает её из пространства и считывает. Всё, что касается гениальности личности, объясняется очень просто: если проявляется у тебя способность к улавливанию мысли, причём уже изначально существующей, всегда существующей и существовавшей, то тогда ты – гений. А нет – так нет»
Ну а данная статья – да, согласен, она действительно замечательная! Как, впрочем, и все статьи здесь, на этом блоге
Татьяна
30 Ноя 2017 в 14:06
Показывали по телевизору визит Бехтеревой к Ванге.Ванга говорила такие вещи,про которые никто не знал кроме Бехтеревой.Бехтерева сама была удивлена ,и сказала,что придет время и этому будет объяснение.
Татьяна
30 Ноя 2017 в 16:33
Не согласна по поводу гениальности.По вашему выходит гениальный человек только считывает информацию из космоса.Согласна,что он может сосчитать только уже придуманную информацию из космоса,но новую идею он вынашивает сам,получая на земле информация ,перерабатывает ее,дополняет своим новым мышлением,и таким образом создается все новое.Взять хотя бы экстрасенсов.Они связываются с космосом(самый лучший пример Ванга),а что они придумали,какие законы они открыли.Что-то ни одного ученого -экстрасенса я не видела.Мысль в нашем мозге,и мы должны его развивать,а не ждать помощи из космоса.
Виктор
30 Ноя 2017 в 18:56
Почему вы пишете: «по вашему выходит …»? Это сказал не я, а большой ученый, который мыслит масштабно. Можете и не соглашаться с Н.Бехтеревой, это ваше право
Что касается вашего утверждения «мысль — она в нашем мозге», то я не буду вступать в дискуссию на этот счет. Это здесь в комментах и неуместно, да и всё равно в итоге мы с вами останемся лишь при своих мнениях
Лилия
29 Ноя 2017 в 22:40
Очень интересная статья и видео! Спасибо!
Ирина
29 Ноя 2017 в 23:10
Спасибо,Лилия.. Очень приятны такие моменты…