Николай Караченцов. Мы его никогда не забудем…
14Есть люди, которые воспринимаются как нравственный камертон общества. На них равняются, им подражают. Николай Караченцов, о котором мой сегодняшний рассказ, из их плеяды. Блестящий актер театра и кино создал галерею незабываемых образов, любимых всеми. А потом и сам показал пример сопротивления обстоятельствам, достойный самых героических ролей.
Когда произносится его имя, большинство из нас наверняка по-доброму улыбается. Такова магия этой личности, аура его светлых героев. Это восприятие не исчезло и после неимоверных трудностей, выпавших на его долю. Последние годы жизни он сопротивлялся, как мог, невзгодам и бедам. Вместе с верной спутницей жизни Людмилой Поргиной. И это тоже был образ, а может, даже миссия. Давайте поговорим о биографии великого актера Николая Караченцова.
Из творческой семьи
Каждый раз я начинаю рассказ о новых героях с их детских лет. Там корни, истоки характеров. У кого-то они формировались вопреки сложным обстоятельствам, другим, напротив, очень повезло с семейной историей.
Николай Петрович уже в ранние годы был погружен в ауру творчества. Родители проживали в «намоленном» районе столицы — на Чистых прудах. Петр Яковлевич работал в самом именитом советском журнале «Огонек», был известным художником. Мать Николая Янина Евгеньевна Брунак имела непосредственное отношение к театру, будучи балетмейстером-постановщиком.
Он родился на излете войны, в октябре 1944 года. Тягу к лицедейству проявлял с раннего детства, а в школе стал активным участником самодеятельных коллективов. Перед окончанием школы успел пройти своеобразную практику в группе «Актив», созданной при детском театре.
Изведав запах кулис, он уже не мыслил себя ни в каком ином качестве, с выбором дела жизни все было предельно ясно. В Школу-студию МХАТ он поступил в 1963-м, а четырьмя годами позже стал одним из ее блистательных выпускников. Что помогло попасть в театр Ленинского комсомола. Раз и навсегда, без колебаний и метаний, этот коллектив был его по духу и по сути.
Тот самый Ленком
Своеобразная внешность, глубокий, насыщенный голос, неповторимое обаяние, бешеный темперамент. И несомненный яркий талант! Все это делало даже очень юного, неопытного артиста узнаваемым и востребованным. Импульсивность нередко мешала в обычной жизни, зато на сцене была как нельзя кстати. Мало кто мог тогда и может теперь играть столь самозабвенно, с таким взрывным вдохновением.
Театральная карьера столь органичного исполнителя сразу стала складываться успешно. Он успел поработать еще в пору режиссерства Анатолия Эфроса. «Снимается кино», «104 страницы про любовь», «Прощай, оружие!», «Мой бедный Марат» — это были работы Эфроса, в которых начинающий член прославленной труппы оттачивал мастерство.
В подобные коллективы не так-то просто влиться, как правило, они достаточно тесны и не спешат распахивать объятия новичкам. Приходится доказывать свое право стать одним из них, и Николаю это удалось, причем, довольно быстро.
В начале 70-х у театра сменился главный режиссер, началась эра Марка Захарова с новой поэтикой, новой философией и атмосферой. В «Автограде 21» Захаров еще приглядывался к неистовому Караченцову. Но вскоре доверил ему одну из программных ролей театра — Тиля Уленшпигеля. Вернее, знаковой, звездной она вскоре стала, во многом, благодаря воплощению главного образа.
Разумеется, и режиссерский замысел «Тиля» по тем временам был смел, и сам материал как нельзя более современен. Как это часто случается с классическими произведениями, о каком бы отдаленном периоде истории они ни рассказывали.
На спектакль шли и шли люди, о нем говорили, писали, спорили. Николай был в нем растворен, эта роль идеально ложилась на его фактуру как внешне, так и по характеру. Было и есть в Тиле нечто и от западных непокорных хиппи, и от нашей бунтарской молодежи. Неслучайно эта фигура стала по-настоящему культовой в среде интеллигенции тех лет.
Универсал и смелый импровизатор
Помимо всего прочего, роль Тиля помогла раскрыться Караченцову и в плане профессиональной техники. Сразу стала видна его универсальность: для роли потребовались способности не просто к пластике, а и к акробатике. Сразу полюбились зрителю и песни Николая Караченцова. Около 20 лет эта постановка оставалась в репертуаре Ленкома.
Блестящее владение голосом и телом очень пригодились в следующем новаторском проекте театра. Им стала рок-опера Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». У спектакля тоже была долгая счастливая сценическая жизнь, он с успехом шел с 1976 по 1993 годы, у Караченцова в нем были сразу две сложные роли: главаря рейнджеров и Смерти…
Последний образ в актерской среде не жалуют, творческие люди часто суеверны. Но он тогда жадно хотел играть, и чем разнообразнее, необычнее предлагали роли, тем, казалось, лучше. Марк Захаров позволял и даже поощрял своим подопечным импровизацию, что позволяло делать спектакли непохожими друг на друга.
Успех порой сопровождается массой искушений, в актерской среде одним из самых опасных становится «крещение алкоголем». Николай Петрович в интервью не раз искренне признавался, что и его коснулась эта пагубная страсть. Но когда понял, что она стала помехой в работе, что его состояние замечают партнеры и зрители, решительно порвал с привычкой выходить на сцену «подгоряченным».
Мир и русский «Авось»
Лето 1981 года ознаменовалось премьерой рок-оперы «Юнона и Авось». В главных ролях — графа Резанова и Кончиты — блистали Николай Караченцов и Елена Шанина. Сказать, что постановка имела успех, значит, не сказать ничего. Это было потрясение, театральная революция, слом канонов.
И не только для «патриархального» советского зрителя. Легендарный Пьер Карден так впечатлился спектаклем, что лично взялся устраивать труппе гастрольный тур. Сначала во Францию, в «Эспас Карден», а потом и по другим театрам Европы. Так Караченцов стал мировой знаменитостью.
Рок-опера и сегодня живет, радует зрителя, несмотря на обилие новых театрально-музыкальных форм. Сейчас в главной мужской роли чаще всего выступает Дмитрий Певцов. О нем я недавно рассказывала на блоге.
Быть звездой в «Ленкоме» значит постоянно соперничать и со старой гвардией актеров, и с исполнителями его поколения. Не затеряться на их фоне, не предать свой театр, оставаться в лидерах труппы долгие годы и десятилетия — своего рода подвиг.
Это такие зубры сцены и экрана как Александр Збруев и Александр Абдулов, Николай Бурляев и Михаил Державин, Евгений Леонов и Андрей Соколов, Инна Чурикова и Ирина Алферова, Олег Янковский и Дмитрий Марьянов. Наш звучный список можно продолжать, и это будут действительно узнаваемые, известные личности.
После «Юноны и Авось» были десятки ведущих ролей в самых разных спектаклях. Последними работами стали значимые образы в пьесах «Шут Балакирев» и «Город миллионеров».
Давайте вспомним, как главная песенная сцена «визитной карточки театра» звучала в исполнении Николая Караченцова и Анны Большовой. «Я тебя никогда не забуду…»
Фильмография
Сниматься в кино Караченцов начал почти сразу после окончания Школы-студии. Но первые его образы на широком экране не очень впечатлили зрителя. Правда, это была не вина актера, а слабость исходного материала. Зато главная роль в драме Виталия Мельникова «Старший сын» оставила след и в душах почитателей, и в истории киноиндустрии. Там молодому Николаю довелось стать партнером таких замечательных артистов как Евгений Леонов и Светлана Крючкова, а его друга в фильме играл Михаил Боярский.
«Старший сын» триумфально прошел по кинотеатрам страны в 1975 году, и до сих пор его иногда достают с архивных полок телевизионщики. А зрители разных поколений смотрят и сопереживают героям, веря в подлинность событий и эмоций.
Дальше фильмы с Николаем Караченцовым посыпались как из рога изобилия. Режиссеры понимали, что его участие в картине станет гарантией успеха. И он работал в бешеном темпе, успел сняться в разных амплуа в сотне кинолент. Каждый из нас помнит его притягательные и столь разные образы. Это обаятельный злодей-недотепа в «Приключениях Электроника», да еще и поющий тем самым незабываемым «обволакивающим» голосом. Послушаем песню «Урри»
Совсем иной характер достался ему в «Собаке на сене», но актер не боится меняться, быть смешным и некрасивым. А еще он умел и любил рисковать, сам исполнял большинство сложных трюков и в том же «Электронике», и в «Человеке с бульвара Капуцинов». А помните, как в «Белых росах» герой Николая Петровича наигрывал на гармошке, сидя на высокой ветке дерева?
И снова — музыка!
О песнях Николая Караченцова можно говорить бесконечно. Он пел много и с удовольствием, много лет был членом жюри фестиваля актерской песни имени Андрея Миронова. Когда в фильмах звучали песни в его исполнении, они мгновенно становились хитами, добавляя шарма и рейтингов картине.
Нередко выходил на творческих встречах в разных дуэтах. Вот один из таких гармоничных союзов: «Что тебе подарить», с Ириной Уваровой.
Замечательный тандем сложился с неподражаемой Ольгой Кабо. С ней Николай записал дуэты «Сценарист» и «Улица случайная». Кабо подыграла ему и в клипе «Леди Гамильтон», войдя в образ главной героини.
Особенности голоса были задействованы и в озвучивании фильмов западных коллег. Чаще всего мягкий баритон Караченцова звучал, когда на экранах появлялся Жан-Поль Бельмондо.
В 2014 году актеру исполнилось 70 лет. Тогда здоровье не позволяло ему самому выходить на сцену, но коллеги устроили ему юбилейный вечер в родном Ленкоме. Другая подобная встреча была проведена в Московском Доме книги, где презентовали его компакт-диск «Лучшее и неизданное».
Личная жизнь
Личная жизнь Николая Караченцова часто становилась предметом широкого обсуждения. Еще бы, многие женщины не могли устоять перед магнетизмом его личности. Как это часто бывает в актерской среде, ему приписывали романы с партнершами по спектаклям и киносъемкам. Что из этого правда, а что слухи, пусть останется на совести «посвященных».
Как бы то ни было, их брак с Людмилой Поргиной эти «сенсации» не смогли не то что разрушить, а даже пошатнуть. А ведь на момент их знакомства Людмила была замужем, но без колебаний рассталась с каскадером Виктором Корзуном. Потом не раз вспоминала, что Николай-то не был столь решительным, его официального предложения она ждала еще три года.
Отношения были узаконены в 1975-м, а тремя годами позже родился сын. Андрея не прельстили лавры героя сцены и экрана, он избрал адвокатскую стезю. У пары трое замечательных внуков.
Трагический поворот Судьбы
Казалось, его кто-то ведет по судьбе за руку. И ведет по широкой, счастливой дороге. И вдруг, на полном ходу случилась авария в жизни Николая Караченцова.
Февраль 2005 года: актер мчит по обледенелой трассе с дачи в столицу. Он получил печальное известие: ушла из жизни мать его супруги. Николай Петрович спешит поддержать Людмилу Андреевну, не думая о собственной безопасности, даже не пристегнув ремень.
Итог плачевен: ДТП и сильнейшая черепно-мозговая травма. Дальше были несколько операций, месяц в коме и затянувшийся период медленного восстановления, в лучших российских и зарубежных клиниках.
«Звезды сошли с небес…» — так назывался большой концерт, состоявшийся в 2007 году. Многие актеры и певцы поучаствовали в этом мероприятии, решив таким образом поддержать коллегу. На вечере были презентованы диски с записями песен Николая Караченцова.
Осенью 2016 года артист получил престижную награду: золотой Орден «Служение искусству», учрежденный Московским фондом мира.
Он сражался до последнего вздоха…
Через 12 лет после первого ДТП, в феврале 2017-го, случилась новая авария. На этот раз, в Подмосковье. Автомобиль столкнулся с газелью и перевернулся. Николай Петрович вновь оказался на больничной койке. Больших травм тогда не произошло, но в его состоянии новое сотрясение мозга стало очень сильным испытанием.
Он не оставался наедине со своими проблемами. Постоянная поддержка жены продлевала жизнь и делала ее насыщенной. Людмилу Поргину порой ругали за то, что она постоянно тормошит мужа, везде возит с собой. Они вместе ходили на премьеры, ездили на дачу, звали в свой дом гостей. Не все понимали, что это нужно актеру, который привык быть на людях, в центре внимания. Но настоящие друзья не забывали, навещали, делились своим теплом.
Смерть и похороны любимого актера не стали большой неожиданностью для его поклонников. Конечно, мы надеялись на чудо. Но в ноябре 2017 года Людмила Поргина поведала журналистам о новом тяжелом испытании: у Караченцова обнаружили злокачественную опухоль в легком.
Они не сдавались, но болезнь оказалась сильнее. 26 октября 2018 года сердце Николая Петровича перестало биться.
«Аллилуйя любви» — этот гимн лучшему, самому высокому чувству на земле на 70-летии Караченцова исполнили его молодые коллеги. Мне хочется завершить рассказ об актере именно этой композицией. Пусть и вашу жизнь, дорогие друзья, освещает непобедимая, преодолевающая преграды Любовь.
Я благодарю Любовь Миронову, читателя моего блога за помощь в подготовке материала для этой статьи.
Смотрите также
Ваш отзыв
Лена Жабинская
04 Фев 2019 в 15:49
Прекрасный человек и талантливый актёр и музыкант. С очень непростой судьбой.
Ирина и Игорь
04 Фев 2019 в 11:53
Уходит эпоха великолепных актеров. Его голос это что-то… Узнаешь из тысячи… Надо отдать должное его жене, которая боролась до конца вместе с ним.
Татьяна Коваль
04 Фев 2019 в 13:13
А мне жалко было Колю,когда она его таскала по тусовкам>Он страдал от этого.А она пиарилась.В этом много ее эгоизма.Да ,надо было лечиться и бороться,но в тишине,а не на людях,где все красивые,счастливые и довольные.А на передачу первого канала,когда пришла якобы его любовница,как это было мерзко с ее стороны>Не надо было вообще приходить на эту передачу,тем более Коля все это видел и ему было больно это.!!!
Александр
04 Фев 2019 в 0:41
Удивительный был актёр и человек. Все с огромным удовольствием смотрел фильмы с его участием.
Галина
03 Фев 2019 в 7:40
Человек потрясающий харизмы, талантливый , яркий, энергичный. Каждая его роль запоминающаяся. Светлая ему память!
Маргарита
03 Фев 2019 в 1:00
Один из самых любимых актеров для меня и для многих других почитателей таланта Николая Караченцова. Фантастической энергетики человек. Для таких людей нет забвения. Они остаются в своих ролях и в музыке и в сердцах людей, запомнивших их полными жизни. Спасибо большое за публикацию.
Любовь
02 Фев 2019 в 22:52
Яркий, талантливый актер театра и кино, из плеяды настоящих всенародно любимых артистов. Очень много дорогих и любимых фильмов с Николаем Караченцовым можно вспомнить, а еще лучше снова посмотреть и полюбоваться игрой любимого актера.
Наталья Мурга
02 Фев 2019 в 19:23
Да, согласна с каждым вашим словом. Николай Караченцев был великий актер. Я любила и его песни, и его фильмы. Талант с Большой буквы.
Татьяна Коваль
02 Фев 2019 в 13:35
Искала сейчас видео встречи Караченцова с одноклассниками ,куда была приглашена наша классная руководительница Эмма Михайловна в студии Останкино,но ничего не нашла,а жаль.Может найду в Ютубе,тогда дам ссылку.
Ирина
02 Фев 2019 в 17:23
Да, Таня,если найдете,присылайте… Спасибо, что поделились всем…
Татьяна Коваль
01 Фев 2019 в 23:12
Я училась в одной школе с Николаем Караченцовым.Он на два года старше меня.У нас была одна классная руководительница-Эмма Михайловна.Она его просто обожала.Впервые я увидела Колю в 1964 году,когда он пришел на встречу с одноклассниками.Очень скромный ,обаятельный вел себя ,ни чем особенно не выделяясь.Но Эмма Михайловна ,как только он вошел в зал,где была встреча , просто расцвела.Вообще их выпускной класс был очень талантлив.Она их очень любила,что нельзя сказать о нас.Она нас недопонимала.Класс у нас был математический с уклоном на программирование,а она была историком.Мы историю не любили.А их класс был гуманитарный ,и потом многие из них поступили в театральные институты.Она по ним скучала.Как давно это было!!!
Виктор
02 Фев 2019 в 10:39
Татьяна, как вам повезло, посчастливилось по жизни! ))
Ирина
02 Фев 2019 в 10:57
Да, Таня, как же замечательно все!!!!
Татьяна Коваль
02 Фев 2019 в 14:56
Ирина ,Я почему все это вспомнила,мало ли кого мы видели в жизни из знаменитостей или рядом с ними постояли.После это встречи я поняла ,что человек ценен не внешностью,ни даже умом,а своим внутренним миром и эмоциональностью.В сущности Коля был не красавцем,на встречу пришел с какими то немытыми волосами,лицо усталое,одежда так себе,но от него невозможно было оторвать глаз,хотелось его внимания.Во всем чувствовался его внутренний огонь,хотя он его не проявлял.Да ,интересный был человек.А Эмма Михайловна нас терпеть не могла.Мы были плохими учениками-никак не могли запомнить пять признаков империализма,каждый день ,придя в класс ,она их у нас спрашивала,а я их и до сих пор не помню!!!